- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Отчет о велосипеде, или бумажный учитель

Вместо эпиграфа – старая притча о педагоге…
«Когда на свет родился Учитель, к его колыбели подошли три феи. Первая сказала: «Ты будешь вечно молод, так как твоя жизнь будет проходить среди юных». Вторая сказала: «Ты будешь счастлив, потому что сможешь видеть плоды своих трудов». Ну а третья, злая, фея воскликнула: «И ты будешь вечно проверять тетради!»
Времена меняются. Если адаптировать притчу к современным реалиям, то напутствие злой феи младенцу-учителю звучало бы так: «И будешь ты вечно писать отчеты и тематические планы»…
– Вот уволюсь из школы и пойду в секретари-машинистки! – восклицает иногда в сердцах Ирина Петровна. Почти двадцать лет она работает учителем русского языка и литературы в одном из крупных городов Чувашии. За годы педагогической деятельности навыки набора отточены до 180 знаков в минуту. Написаны и сданы десятки тысяч бумаг: отчеты, справки, планы уроков… В докомпьютерную эру Ирина Петровна набивала тексты на печатной машинке. Затем пришли новые технологии. Наверное, и работать стало проще? «Какое там! – отметает иллюзии учительница. – Каждый год бумаг только прибавляется. А вообще за то время, что я работаю в школе, отчетов стало почти втрое больше»…

УРОКИ ПО НОМЕРАМ

Чтобы не быть голословными, мы попросили Ирину Петровну написать еще один отчет, с перечислением всех планов, отчетов, справок и прочих важных бумаг, которые ей приходится сдавать в течение года. Итоговый список вышел на двух листах, из 26 пунктов. Приведем некоторые из них.
Как учителю-предметнику Ирине Петровне необходимо ежегодно писать планы кружковых и элективных занятий, планы работы с высокомотивированными (то бишь одаренными) детьми. Сдавать паспорт кабинета – с переписью всех методических пособий и ТСО (технических средств обучения).
Плюс к этому идут текущие отчеты: о результатах директорских контрольных, контрольных срезов, внутришкольных олимпиад и т.д. (последний сданный отчет – о результатах пробных экзаменов в девятом классе). Если по итогам четверти кто-то из учеников Ирины Петровны схлопотал неуд, в документообороте прибавляется еще один пункт – план о работе с неуспевающим школяром. С перечислением дополнительных занятий работ над ошибками и т.д.
Но главная песня предметника – тематический план уроков. Пишут его отдельно на каждый класс. Согласно новой форме, внедренной с прошлого года, в плане педагог обязан указать порядковый номер урока, его тип (повторение, обучающий, контрольный урок), содержание практической части занятий, применение на уроке информационно-компьютерных технологий и ТСО и т.д.

В этой статье мы не называем конкретных населенных пунктов, учебных заведений, имен и фамилий. Потому что бумажной эпидемией охвачены все школы: от столичных до маленьких сельских. Все педагоги: от учителей начальной школы до преподавателей физкультуры.

Требований к планированию масса. И результат соответствующий. Один только поурочный план по русскому языку для пятого класса занял 25 печатных страниц. Классов у Ирины Петровны три. Вместе с литературой на планирование уроков ушло около ста печатных листов, пять объемных папок. Если собрать планы по всей школе, со всех учителей – за год хватит на новую «Войну и мир».
Причем все эти тематические планы, сокрушается Ирина Петровна, не столько в помощь педагогу, сколько руководство к действию для проверяющих. И упаси учителя боже, если в день инспекции школьники будут проходить не падеж существительных, как записано в плане, а личные окончания глаголов…

КАК Я ПРОВЕЛ ЭТИМ ЛЕТОМ…

За классное руководство Ирине Петровне положена тысяча рублей. И в придачу – больше десятка дополнительных бумаг. План воспитательной работы. Оформление личных дел учеников и характеристики класса. Как минимум раз в четверть надо сдать протокол родительского собрания. В конце каждой четверти представить детальный отчет по успеваемости учеников, с процентом качества знаний, урочными часами и числом пятерок, четверок и троек по каждому предмету. Если в классе есть трудные подростки, вместе с социальным педагогом пишется план (а затем отчет) по работе с детьми группы риска.
Даже школьные каникулы оборачиваются для педагога лишними бумажками. В мае Ирине Петровне нужно сдать план летнего отдыха школьников, по месяцам. В начале сентября – отчет о летнем трудоустройстве и отдыхе учеников.
С последним документом понятно: пишется по факту. А вот планы на грядущие каникулы создаются наобум: откуда сами ребята знают, где они с точностью до месяца проведут лето. Но отчета никто не отменял. И вот по пятикласснику Васе Сидорову с его же слов заполняется графа – в июле он будет гостить в деревне Нижнее Ахпердино, в таком-то районе, у бабушки (фамилия, имя, отчество). Детали потом проверять не будут. Главное – бумага сдана.
И, наконец, апофеоз школьной отчетности: дважды в год надо составить список учеников, имеющих велосипед. Почему именно велосипед, а не лыжи или коньки? Куда потом идут эти списки? Ирина Петровна пожимает плечами – не знаю, мол. Спрашивай не спрашивай, сдавать все равно придется…

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАКУЛАТУРА

Как положено в компьютерный век, документацию Ирина Петровна ведет в электронном виде. При этом большинство отчетов и планов дублируются в бумажном варианте. Те же тематические поурочные планы распечатываются в двух экземплярах, один хранится у педагога, второй – у администрации школы. Траты на бумагу, понятно, из учительского кармана. И на распечатку тоже. Ирине Петровне в этом плане повезло: дома есть собственный принтер. «Но слышала, – говорит она, – что в некоторых школах за распечатку с учителей берут где по рублю, а где и по два».
А теперь подведем условный годовой баланс по отчетам и планам одного отдельно взятого учителя. Выйдет почти три дня чистого бюрократического труда без перерыва на сон и обед. И как минимум три килограмма бумажной продукции. Можно представить, сколько тонн бумаги за год изводит педагогическое сообщество Чувашии. Что говорить про страну – на учительские отчеты работает небольшой целлюлозно-бумажный комбинат.
В этой статье мы не называем конкретных населенных пунктов, учебных заведений, имен и фамилий. Потому что бумажной эпидемией охвачены все школы: от столичных до маленьких сельских. Все педагоги: от учителей начальной школы до преподавателей физкультуры.
Горы бумаг растут, но не найти в них главного в учительском труде. Леса поднятых на уроке рук. Берущей за душу строки в ученическом сочинении. Слез на последнем звонке и радости от твердой четверки вчерашнего двоечника. Или не это самое главное? А все-таки отчет и план?

Е. КАЗНИНА

Давайте отменим все «бумажки» в школе

Рустам КУРБАТОВ
директор Красногорского лицея (Московская область)

«…В условиях финансового кризиса государство могло бы сделать для школы одну маленькую, но очень хорошую вещь. Это не потребует ни рубля из федерального бюджета, а эффект был бы ошеломительным. Надо просто отменить все школьные БУМАЖКИ.
Объем их растет в какой?то бюрократической прогрессии. Не учебный процесс беспокоит тех, кто отвечает за этот процесс, не дети – о чем разговор! Я как директор школы, кажется, понял страшную тайну – зачем нужны планы и отчеты, которые не читает никто. Бумажка – это символ власти; заставить написать бумагу – значит показать, кто тут власть.
Нет, не времени жалко, в конце концов… Страшно, что когда мы пишем эти бумажки о целях и задачах, воспитании и формировании, мы пропитываемся этими словами и начинаем верить, что все написанное – правда. И говорим, и думаем этими невозможными словами и сочетаниями слов. А ведь мы должны учить детей, простите, думать. А сами?то «думаем» этими штампами и оборотами. И дети будут говорить и писать таким же нечеловеческим языком.
У меня просьба. К государству, под которой, думаю, подпишется каждый учитель: «Разрешите нам не писать планы и отчеты, программы и диаграммы, аттестации и презентации. Пожалуйста».
В конце концов, есть выход. Ходить на работу, учить детей, проводить уроки – но ничего не писать. Разве что делать записи в журнале».

Опубликовано в «Новой
газете» в апреле 2009 года.