- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Город — это не приговор. Природе есть место и среди небоскребов

Мы привыкли думать о современном городе как о мире стекла и бетона, горячего асфальта и сотен летящих машин. Каждый день спешим на работу, а потом обратно домой и мечтаем в отпуск уехать на море. Вырываемся в лес или на дачу, чтобы сделать глоток живительного воздуха, и нехотя возвращаемся, чтобы жить среди троллейбусов и торговых центров — и мечтать, мечтать… Но может быть и совсем иначе.
Выставка Марины Черепановой «Преображение. Путь природы», превратившая Центр современного искусства в тенистый сад, рассказывает о том, что нам может быть хорошо прямо сейчас, прямо там, где мы живем, рядом с офисом или торговым центром, во дворе многоэтажки и даже у обочины дороги. Ведь и здесь есть множество мест, которые можно превратить в уголок отдохновения, чтобы соприкоснуться с цветами, лесом, рекой и напитаться силой земли, — нужно лишь посмотреть на них новым взглядом.

В своей работе ландшафтный дизайнер Марина Черепанова вдохновляется не только опытом зарубежных коллег, но и тем, что совсем рядом, — уголками волжского берега и растительным миром чебоксарских рек. фото userapi.com

Марина занимается ландшафтным дизайном с 2007 года, за ее плечами множество заграничных стажировок и реализованных проектов, в том числе и в Чебоксарах.
— Природных экосистем, которые примыкают к городу, не так уж и мало — они есть, просто мы их не замечаем или замечаем в «точечном» порядке, они не включены в городское планирование и проектирование. Я за то, чтобы мы обращали внимание на природу, сохраняли ее где могли и, где это возможно, думали о замене твердых покрытий мягкими зелеными. Ведь ароматы, прикосновения, цвет — все это наполняет и восстанавливает. Есть места, куда я регулярно возвращаюсь уже 10-15 лет, и они не перестают удивлять.
Природа очень динамична, она растет и развивается, успокаивает, делает нас здоровее и гармоничнее. И цель этой выставки — чтобы люди ощутили свою тесную связь с ней, задумались о том, что в городской среде природное нужно и можно приумножать — через ландшафтные проекты. Мы ищем счастья в чем-то материальном, что надо заработать, купить, а на самом деле все у нас под боком, ничего особенного для этого не нужно. Каждый может украсить свой балкон, позаботиться о пространстве возле дома и чувствовать себя гораздо лучше, ведь природа — это мощный поддерживающий ресурс.
Я много ездила на зарубежные стажировки и во втором зале делюсь тем, что хранится в моем «рабочем чемоданчике», показываю варианты готовых решений. Зеленые кварталы, музеи, библиотеки, метро с зеленым оазисом, вертикальное озеленение, которые я видела в Париже и Нью-Йорке, Швейцарии и Китае… В других городах все это существует уже 20-40 лет, и мы тоже, несомненно, к этому придем. И эта выставка — своеобразный способ расширить наши общие горизонты. Люди часто говорят: «У нас не тот климат» и «Ну это же там, где-то за рубежом, а у нас в Чебоксарах это невозможно». Поэтому есть и третий зал, где раскрывается тема наших городских пространств. Где-то на уровне планов, где-то на уровне набросков, но есть и живые реализованные проекты, которые удались.
— Какие из чебоксарских пространств тут представлены?
— Один из успешнейших проектов — «Новый город». Потому что получилось не только по цепочке создать несколько объектов (четыре двора, один бульвар), но и поработать по обслуживанию и консультированию, помочь организации создать свою службу, которая поддерживает эти территории. Также интересный опыт в «Радужном» (бульвар, несколько дворов), федеральный центр ортопедии, благотворительный проект для детского сада № 105. Территория возле моего дома. Я взяла на себя инициативу и вместо несанкционированной парковки на газоне создала группу растений (сейчас этот проект подала на конкурс в администрацию, потому что хочу, чтобы такие практики приумножались).
Реализовать ландшафтный проект, с одной стороны, нетрудно, с другой — сложно. Самый первый и важный — политический и финансовый вопрос: кто и в каких масштабах согласен с этой темой работать, в рамках каких финансовых границ. Ну и когда живое пространство создано, кто будет за ним ухаживать, ведь нужно не только один раз создать и оставить, но и постоянно поддерживать. Конечно, когда работает ландшафтный специалист, он старается максимально учесть условия среды и вложить в проект растения, которые не будут требовать больших усилий по уходу. Очень перспективный тренд сегодня — включение в проекты «сорняков». Это же мы, люди, их так назвали, но если посмотрим внимательнее, то увидим, что они тоже очень красивые.
— Расскажите о растениях, которые представлены в экспозиции. Это какая-то определенная экосистема?
— Я влюблена в место, которое находится у нас в речном порту, вдоль Дороги к храму, и это, несомненно, его отклик — экосистема прибрежная и берега реки. Ее образ восстановлен с помощью каких-то акцентов. Вот, например, ирис болотный, там он тоже поднимается из травы. Вообще, когда работаешь с ландшафтными проектами, ты делаешь скорее имитацию: имеешь четкий образ и подбираешь максимально устойчивые растения, которые будут разрастаться и хорошо выглядеть с учетом сезонности.
В лесу не бывает растений одной высоты, они располагаются ярусами, и каждое занимает свое место. Здесь тоже так.
— Мы до сих пор привыкаем, что не только декоративно-цветущие растения включаются в оформление городской среды. Здорово, что здесь можно увидеть, насколько это красиво. Разная форма листьев, разные оттенки…
— Как в природе.
— Но только в музее мы смотрим на это другими глазами, как на произведение искусства, уделяя деталям большее внимание.
— Да, люди как бы под лупой, не спеша, имеют возможность рассмотреть все эти нюансы. У нас тут есть такая «дзенская» лавочка…
— Да, это очень красивое место — пустой зал, только розы и грубо сколоченная лавочка — немного японская атмосфера, располагающая к созерцанию и размышлению. Тут, как в классическом натюрморте с цветами, есть и бутоны, и распустившиеся цветы, и тронутые увяданием.
— Через растения наша задача вернуть людей в само-чувствование: вот я здесь и сейчас, здесь такие ароматы, мне хорошо и спокойно.
— Есть ли какой-то сценарий пребывания на выставке? Наверное, мы не будем смотреть ее как обычную экспозицию с картинами.
— Я думаю, тут стоит побывать даже несколько раз, и каждый раз будешь открывать для себя что-то новое. В течение дня меняется свет в зале — а с ним и виды, и чувства, которые они вызывают. В первый зал я поместила большой деревянный стол и стулья, книжную полку. Здесь книги о видении личного состояния сквозь природу, о красоте в доме — как она формируется, о городе и о том, как внедрять в него линию спокойствия. Книги по ландшафтной архитектуре и урбанистике — можно их почитать и найти для себя какой-то источник вдохновения. Альбомы, маркеры… Пусть это пространство, где человек может себя отпустить, станет для него первым шагом к творчеству. Второй зал — с той самой скамейкой — для созерцания, а в третьем зале можно полежать среди ароматных трав. Я попробовала в магазине несколько матов и выбрала самые удобные. Ведь просто полежать — это большая редкость и удовольствие. Даже пять минут — это колоссальнейший плюс и помощь себе. Этот зал для всех нас, кто постоянно на ногах. Такой аналог поля. Это, конечно, не строгая классическая выставка, а наоборот, место, где ты включаешь свое любопытство и видишь то, что нужно.
— Несколько слов о ваших «экспонатах», какие они?
— Во-первых, яблони. Любой сад невозможен без вертикалей. Если мы посмотрим на городскую среду — люди в основном сидят там, где деревья, в тени. И конечно, в рассказе о комфортной среде они необходимы. Второй ярус — черноплодная рябина, спирея, они составляют основную каркасную массу. Вот это — девясил. Он тут еще в своей начальной форме, вообще он поднимется на полтора-два метра, яркий, как подсолнух, желтого цвета. Здесь много растений полутенистого сада — астильбы, у водоемов живет дудник… У него очень красивые шапки. Люди привыкли, что цветы должны быть яркими, а если мы обратимся к природе, то увидим прежде всего разнообразие форм и фактур: что-то свечой, что-то шапкой, что-то россыпью, что-то колышется на ветру — вот благодаря этим тонкостям и возникает столько чувств. Второй зал немного ярче — спирея японская, монарда (их бывает несколько видов) — здесь мне хотелось добавить розового.
Вот астры, они осенние и еще будут цвести. У этой экспозиции еще есть потенциал сезонности, и если бы выставка постояла подольше, мы бы любовались этими изменениями. Хочется найти место в городе, куда растения потом переедут. Мы понимаем, что перед нами стоит большая ответственность за их сохранность, создаем график полива (в таких условиях, как здесь, это требует особого внимания, нужно сделать все правильно), появятся сухоцветы — будем их обязательно чистить. Фактически это как уход за небольшим садом.
— А все эти растения вы приобрели где-то поблизости?
— Нет, в Чебоксарах всего этого не соберешь — очень большой объем, разный ассортимент — один питомник вряд ли будет содержать такой, у каждого из них своя специализация — кто-то занимается крупными деревьями, кустарниками, кто-то травами, кто-то многолетними растениями. Это большая консолидирующая работа. Сначала ты мыслишь как художник, создаешь образ. Потом — как ботаник, биолог, дендролог, подбираешь подходящие друг другу и к месту растения, потом смотришь с финансовой точки зрения, что нужно, что не нужно, а потом работаешь как менеджер, логист — нужно решать сразу много вопросов.
А еще ландшафтный дизайнер должен быть, и это в первую очередь, наблюдателем. Французский ландшафтный архитектор Жиль Клеман говорит: «Сад — это территория ментального ожидания». Нужно иметь внутреннее понимание, что все преобразуется, и ценить это. И еще одна прекрасная его фраза: «Что может сделать дизайнер? Ничего не делать». Важно вовремя себя останавливать и не вмешиваться. Я сейчас часто оставляю сорняки, чтобы посмотреть, что будет, потому что хочу создавать что-то новое и считаю, что это один из вариантов пути природы в городе.
— Чебоксары считаются зеленым городом, и кажется, у нас ситуация не столь критическая, как в мегаполисах…
— На самом деле это не совсем так. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что у нас достаточно много промышленных зон, проездов, а зеленых не так уж и много и становится все меньше. Выставка не зря называется «Преображение». Я реально вижу, как через ландшафтные проекты пространство, люди, жизнь и понимание мира преображаются. Это касается как лично меня, так и людей, для которых мы все это создаем. И задуматься об этом сейчас очень важно.