- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Долгий путь домой

Война для уроженца села Чемеево Моргаушского района Е. Скворцова длилась долгих 10 лет. А среди множества наград есть и медаль «За оборону Шанхая».
«Теперь об этом можно рассказывать, – с многозначительной улыбкой начал воспоминания Евгений Тимофеевич. – В Китае в общей сложности служил 5 лет, Шанхай оборонял в 1950-м, а до этого, естественно, была Великая Отечественная… Призвали на службу
2 декабря 1943-го, демобилизовался 2 декабря 1953-го…»

Успех начинался на земле

Рос Евгений сиротой, что такое нужда, голод, познал с малых лет. Отец умер, когда ему было 4 года, мать болела. Потому на каникулах подросток часто нанимался в пастухи. И 22 июня 1941-го он пас коров в соседней деревне, о начавшейся войне узнал только вечером, когда загнали стадо: «У сельсовета народ толпится, женщины плачут, провожая на фронт первых добровольцев…» Война забирала мужчин постепенно – сначала ушли отцы, деды, братья, затем – совсем юные и безусые. В 1943-м вышел приказ и ему, семнадцатилетнему.
Направили Скворцова в Ачинск, в военно-воздушную летную школу, где готовили специалистов для авиации – летчиков, механиков, стрелков. В группу последних и попал чувашский паренек, но стать пулеметчиком-стрелком на тяжелом 4-моторном бомбардировщике ТБ-3, прозванном «воздушной крепостью», не довелось. Когда уже заканчивали учиться, выяснилось, что по состоянию здоровья нельзя ему в небо. Увидев огорчение молодого солдата, командир отчеканил: «Ни один самолет не полетит, пока его не подготовят. Успех боя в небе начинается на земле. Будете на аэродроме служить!»
С такого напутствия началась служба Скворцова в составе действующей 3-й воздушной армии. Сначала бомбардировщиков на Ленинград и Белоруссию его часть направляла из Подмосковья. Когда территорию Советского Союза полностью освободили от фашистов, их переправили в Могилев, откуда советские самолеты доставали любую точку Западной Европы и в Берлин летали. Здесь же встретили Победу. И уже засобирались было домой, но вышел приказ на Дальний Восток. А после капитуляции Японии последовал Китай, где в городе Дальнем прослужил еще 4 года: «По 3 самолета на аэродроме в полной боевой готовности ежедневно стояли». Под конец 1949-го новый приказ: «Поедете в секретную командировку».

Правительственное задание

Командировка началась с неожиданного перевоплощения. Собрав в г. Буденновске Приморского края 500 военных, стали их переодевать в гражданскую одежду – белые рубашки, запонки, костюмы, шляпы. «Мы были озадачены, – и сегодня будто удивляется ветеран, – и все гадали, куда нас, таких щеголей?» О необычности задания говорили и проводы. Напутствовать их приехали высокие воинские чины, среди них и Иван Кожедуб, трижды Герой Советского Союза. Из выступлений стало ясно – едут воевать. «Но куда и с кем – самолеты МиГ-15 без опознавательных знаков, автомобили без номеров, а люди без документов, – так и не сказали, ограничились фразой: «Выполняете правительственное задание».
Только в дороге узнали – опять в Китай, где все еще шла гражданская война между приверженцами партии «Гоминьдан» и коммунистами. В декабре 1949-го первые, потерпев поражение от войск Мао Цзэдуна, бежали на Тайвань, откуда, поддерживаемые США, совершали налеты на китайские города. Наиболее интенсивным бомбардировкам подвергались промышленные объекты, электростанции, железнодорожные узлы и аэродромы. Своих военно-воздушных сил для борьбы с авиацией Китайская Народная Республика не имела и попросила помощи у Советского Союза. После подписания очередного советско-китайского договора о дружбе, союзе и взаимопомощи в Китай для организации ПВО города Шанхая и была командирована группа советских войск противовоздушной обороны. Кстати, по словам экспертов, это был первый опыт участия советских войск в боевых действиях за рубежом после Второй мировой войны.
Советские части, как теперь уже известно, базировались в 70 км северо-восточнее Шанхая и имели задачу – патрулированием в воздухе и дежурством на аэродроме в готовности № 1 и № 2 не допустить бомбардировки города. «А еще мы не должны были пропускать вражеские самолеты в страны Юго-Восточной Азии: Вьетнам, Лаос, Таиланд, Кампучию (Камбоджу), Бирму, – говорит Евгений Тимофеевич и грустно добавляет: – К сожалению, война без жертв не бывает – и летчики погибали, и аэродром наш не раз бомбили». В одну из таких бомбежек был контужен и Скворцов, вылечившись, снова вернулся в строй и продолжил службу. Только через год, успешно справившись с заданием, наши части покинули Китай. «Но опять мне не выпала дорога домой, – шутит Евгений Тимофеевич, – пришлось еще три года служить в Екатеринбурге».
Гражданскую жизнь солдат начал на Чебоксарском хлопчатобумажном комбинате, где проработал 34 года, до выхода на пенсию. Вместе с супругой Лидией Михайловной воспитали дочь и сына.
Долгое время об участии советских войск в боевых действиях в Китае нельзя было и заикаться, поэтому на торжествах, посвященных праздникам воинской славы, Евгению Тимофеевичу приходилось отмалчиваться. Зато теперь он не без гордости рассказывает о своем долгом военном пути, и, что интересно, 83-летний ветеран помнит не только номера и названия частей и армий, но и все типы военных самолетов. Как начинает рассказывать о достоинствах тех или иных МиГов и Ла, внуки только диву даются. Их у него четверо, и они самые заинтересованные слушатели. А скоро к ним, надеется ветеран, присоединится и правнучка.