- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Площадь искусств

Место директора вакантно

Буквально накануне балетного фестиваля театр оперы и балета остался без директора. Исполнение обязанностей технического руководства возложено на худрука и главного дирижера Ольгу Нестерову.
Михаил Шиманский продержался в кресле руководителя около двух с половиной лет, хотя у него были большие планы и далеко простиравшиеся намерения проложить крепкие гастрольные рельсы в Европу. Однако именно гастроли и стали причиной разногласий бывшего директора с частью труппы и чиновниками от культуры. Вопрос о нарушениях финансовой отчетности в дальних поездках балетной труппы поднимался даже на недавнем расширенном заседании коллегии Минкульта республики. М. Шиманский не согласен с претензиями на этот счет и называет их обычной перестраховкой. Как бы там ни было, а контракт «прерван по инициативе работника». Вместе с ним из театра уволились солистки балета Виктория и Анастасия Шиманские, супруга и дочь бывшего директора. М. Шиманский допускает, что за ним могут уйти и другие приглашенные им солисты. И.о. директора Ольга Нестерова ответила на это, что пока больше никто не подавал заявлений. Однако такая ситуация лишний раз показывает, насколько важно вести качественную подготовку именно своих солистов, совершенствуя местную школу балета.
Сейчас в республиканском Минкультуры готовятся документы для объявления конкурса на вакантное место. Похоже, что новый директор в театре появится не раньше конца мая. Ольга Нестерова сообщила, что не планирует участие в этом конкурсе.


Театр помог выжить

9 марта поздравления с 90-летним юбилеем принимала петербургская писательница Тамара Петкевич, книгу которой «Жизнь – сапожок непарный» ставят рядом с текстами о ГУЛАГе Солженицына и Шаламова. Тамара Владиславовна стала актрисой в аду сталинских лагерей. После освобождения она работала и в нашем Русском театре.

Невообразимая красавица и необыкновенно одаренная девушка попала в жернова репрессий в 20 лет. И пройдя все мыслимые и немыслимые испытания, сохранила и красоту, и веру в человечность. По словам самой Тамары Владиславовны, она выжила лишь благодаря лагерному театру, потому что вхождение в роль дает возможность как-то осмыслить пережитое. Чебоксары Т. Петкевич вспоминает с благодарностью, а один момент, по ее признанию, вообще не забудет никогда. Приехав в Чувашию в 1953 году «с 58-й статьей» и без копейки денег, актриса вошла в кабинет директора театра Николая Элле в полном отчаянии, что ей тут же откажут, но все же честно рассказала о своей биографии. Каково же было ее изумление, когда она услышала «совершенно неправдоподобный текст». Улыбнувшись, он лишь спросил: «А тех, кто вас сажал, еще не посадили?» И вспоминает, что такого нежного, спокойного, творческого коллектива, как в Чебоксарах, она больше не встречала. Лишь в 1959 году она смогла вернуться в родной Ленинград и получить театроведческое образование. Но главным трудом жизни для нее стали книги воспоминаний, выстраданные свидетельства о преступности любой диктатуры. «Жизнь – сапожок непарный» вышла в 1993 году, второй том «На фоне звезд и страха» увидел свет в 2008-м. Страницы первой книги были инсценированы петербургским ТЮЗом, спектакль-допрос «Говорите, Петкевич!» игрался на театральном биеннале в немецком Бонне.

Художник сам расскажет о себе

В прошлую пятницу на балконе Центра современного искусства состоялась презентация проекта «Николай Дронников. Воспоминания. Размышления. Рисунки». Это книга о живущем в Париже русском художнике, а также выставка, рассказывающая об одном из близких друзей и сподвижников Геннадия Айги.

Когда-то этот художник поразил местных книгочеев своими книгами-картинами, которыми щедро одаривал любителей авангарда. Немало рукотворных книг Дронникова таким образом оказалось и в Национальной библиотеке. Все эти издания были посвящены выдающимся людям 20 века, либо дружившим с мастером из Иври, либо просто заглянувшим на огонек в дом художника, полный художественных реликвий и ставший уже своеобразным музеем: Солженицыну, Ростроповичу, Высоцкому, Бродскому, Рихтеру. Но самое большое количество этих произведений книжного искусства было связано, конечно же, с личностью Геннадия Айги. Работы Н. Дронникова не раз выставлялись на чебоксарских выставках, художник и сам приезжал в Чебоксары десятилетие назад.
Чебоксарский график и издатель Игорь Улангин вместе с языковедом и литературным критиком Атнером Хузангаем решили, что настало время сделать книгу и о самом Дронникове. Причем с помощью его же рисунков и текстов. Книга уже послана во Францию, ее экземпляры появились в нашем художественном музее и педагогическом университете. Попадут «Воспоминания. Размышления. Рисунки» и в районные библиотеки.

Спрос на незадачливых женихов

Спектакли-долгожители в театре называют «синими птицами», по имени спектакля МХТ, пережившего революцию, индустриализацию, две войны, покорение целины, оттепель, застой и перестройку. В Русской драме подобной «синей птицей», похоже, постепенно становится гоголевская «Женитьба». 7 апреля этот спектакль шел здесь в 150-й раз.

Постановке Владимира Красотина пошел уже четырнадцатый год. Что по театральным меркам почти вечность. «Женитьбу» играли не только на родной сцене. Скромные декорации вывозили во дворцы культуры, в санатории и детские лагеря и даже в места не столь отдаленные. Все эти годы вечного жениха Подколесина играет Василий Мазов, а Агафью Тихоновну, увязшую в сомнениях, Вера Боровкова. Неизменными аплодисментами зрители продолжают встречать и сваху в исполнении Антонины Баулиной. Хотя, конечно, без замен в спектакле не обошлось. Яичницу сегодня играет Дмитрий Фадейчев. Первый исполнитель, Олег Блинов, знаменитый не только ролями, но и выступлениями на митингах КПРФ, уехал с семьей в Нижний Новгород. Первый Жевакин, Сергей Огурцов, отбыл в Москву и даже рекламировал в одном из телероликов «Нескафе». А вот Борис Кукин из незадачливых женихов успел «переквалифицироваться» в Кочкарева, взявшегося во что бы то ни стало женить друга Подколесина.
Каково играть один спектакль такое количество раз? Борис Кукин объясняет хроническое вдохновение гениальным гоголевским текстом и постановкой, где все точно, сочно и понятно. «Даже когда кажется, что уже надоело, – признается артист, – скажешь первую реплику «Не с папенькой ли прелестной хозяйки имею честь говорить?», и понеслось».