- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

И к музыке, и к детям — без фальши

В большой и дружной семье «ходяшевцев»

Этой осенью солидный юбилей — 45 лет — отметила Чебоксарская детская музыкальная школа № 4 имени В.А. и Д.С. Ходяшевых. Учиться музыке в школу приходят уже внуки ее первых выпускников. Преемственность поколений, по-семейному близкие и доверительные отношения, преданность музыке и детям всегда отличали это учебное заведение. «Мы — родственники. Мы — родственные души», — говорят про себя «ходяшевцы». Даже спустя много лет выпускники чувствуют себя здесь как дома.

Педагоги с единственной записью в трудовой

 

В солнечный октябрьский день из приоткрытых окон школы доносятся гаммы и фуги. То, что, оказавшись в здании, попадаешь будто в другой мир, понимаешь с порога. При входе — букетик живых цветов. К каждому родителю вахтеры Юлия Устила и Ирина Казакова в обязательном порядке обращаются по имени-отчеству, находят доброе слово и всем ученикам.
И повсюду — музыка: в перилах лестницы в виде нотных знаков, в светлых и воздушных, со вкусом подобранных интерьерах, в арт-объектах, в качестве которых используются барабан, рояль, балалайка–контрабас и другие «живые» инструменты. А с портретов смотрят Модест Мусоргский, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Джузеппе Верди, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах… Только внимательный человек заметит, что черно-белые портреты композиторов выполнены не из карандашных линий, а из басовых и скрипичных ключей, нот разной длительности, пауз, знаков форте, фермата, бемоль, диез, других музыкальных символов. Это — копии работ российской художницы-графика Светланы Богатырь, нынче живущей в Париже, подарок музыкальным школам города от автора.

На уроке преподавателя фортепиано Людмилы Родионовой.

Но такой школа № 4 была не всегда. Как не сразу она получила и имя выдающихся чувашских музыкальных просветителей Виктора Александровича и Доры Самойловны Ходяшевых. Как рассказала директор школы, заслуженный работник культуры Чувашии Тамара Матросова, в первые годы после открытия музыкальная школа располагалась в другом здании — в небольшом полуподвальном помещении на первом этаже общежития по проспекту Горького, 7. Но и этому педагоги школы были очень рады. Тем более что тогда, в 1976 году, все они, а было их восемь совсем юных девушек, пришли сразу после окончания Чебоксарского музыкального училища имени Ф.П. Павлова. И некоторые работают в школе до сих пор. Так, единственная запись в трудовой книжке у преподавателя специальности фортепиано Натальи Степановой и преподавателя теоретических дисциплин Ирины Витюговой.
«Мы были увлечены, одержимы. Такими остаемся и сейчас», — говорит директор Тамара Валентиновна. Она и сама была в той первой «восьмерке». Запись в ее трудовой книжке датирована 1 августа 1976 года, а 1 сентября школа приняла первых учеников. Ее первым директором стал Вячеслав Пилипчук.

ЦИФРА
5 музыкальных школ насчитывается в Чебоксарах:
№ 1 имени С.М. Максимова,
№ 2 имени В.П. Воробьева,
№ 3, № 4 имени В.А. и Д.С. Ходяшевых,
№ 5 имени Ф.М. Лукина.

В родное уже здание по улице Университетской, 22 музыкальная школа № 4 переехала в 1992 году, когда ей руководили заслуженные работники культуры Чувашии директор Анатолий Будниченко и завуч Людмила Гурьянова. А в 2017 году после масштабной реконструкции при поддержке чебоксарской администрации кардинально преобразилась: площади школы увеличились почти в два раза, обновлены музыкальные инструменты и теперь здесь дети учатся музыке в комфортных условиях по современным стандартам.
И если в начале пути в школе в основном обучали игре на «фундаментальных» инструментах — фортепиано, баяне, аккордеоне, домре, скрипке, то сейчас здесь звучат и флейта, и гитара, и виолончель, и труба, и балалайки, и гусли звончатые. Школа имени В.А. и Д.С. Ходяшевых, кстати, — единственная музыкальная школа в республике, где обучают игре на этом древнем русском инструменте. Руководит классом яркий и самобытный педагог, заслуженный работник культуры Чувашии Мирослава Лукина. Несколько лет назад Мирославу Степановну признали лучшим в стране преподавателем детской школы искусств на всероссийском конкурсе. В творческом тандеме с другим педагогом учреждения Маргаритой Романовой они создали уникальные ансамбли «Сказ» и «Сказочка» — такого сочетания гуслей и скрипки не услышишь больше нигде. Коллективы успели прогреметь не только на всю Россию, но и на весь мир.

С 2015 года Чебоксарской детской музыкальной школой № 4 имени В.А. и Д.С. Ходяшевых руководит Тамара Матросова.

Впрочем, как говорят в школе, к большому числу инструментов здесь никогда не стремились. Во-первых, не хватало площадей, а во-вторых, размещение на первом этаже жилого здания не позволяло обучать на «громкоговорящих» духовых инструментах.
А к фортепианному, народному и оркестровому отделениям пять лет назад прибавилось новое — хоровое. За 45 лет школу окончили более полутора тысяч выпускников и около 150 из них своей профессией выбрали музыку. И пусть не все связали жизнь с искусством, успешными людьми стали многие — ими гордятся в школе. А этим летом шесть выпускников-«ходяшевцев» поступили в ведущие средние и высшие музыкальные учебные учреждения страны. Так, талантливая домристка Анна Иванова, ученица талантливого педагога, заслуженного работника культуры республики, лучшего в стране преподавателя детской школы искусств по итогам 2017 года Ирины Ширковой стала студенткой Дзержинского музыкального колледжа. В конце мая юная домристка получила специальный диплом XX Дельфийских игр в Пермском крае, блестяще выступив среди участников старше себя. Ее победу в школе встретили как гран-при.

Когда ученик — вселенная для учителя

 

Педагогов школы директор Тамара Матросова называет настоящими тружениками. Они — гордость, богатство, достояние этого учебного заведения. Именно за достижения преподавательского состава Чебоксарская музыкальная школа № 4 имени В.А. и Д.С. Ходяшевых в 2017 году вошла в число 50 лучших детских школ искусств России. Пока такую планку не преодолела ни одна музыкальная школа в столице республики.
«Каждый педагог — уникальный, ни с кем не спутаешь», — отзывается Тамара Матросова о коллегах. Удивительно, но в таком составе, а сейчас в школе около 30 педагогов, преподаватели бок о бок работают не одно и даже не два десятилетия. В том, что собрался такой коллектив, заслуга первого завуча Людмилы Кутеповой.
В школе не скрывают — зачастую учиться к тому или иному педагогу приходят по «сарафанному радио», а инструмент выбирают исходя из того, какую дисциплину ведет конкретный преподаватель. И нередко в классе того или иного музыканта учатся уже дети и даже внуки его же выпускников. Впрочем, такая же связь поколений есть и среди преподавателей — у «ходяшевцев» немало примеров, когда учитель и ученик по прошествии времени становятся коллегами.
«Школа имени Ходяшевых — это педагоги, преданные делу. Случайных людей здесь нет, — подтверждает Тамара Матросова. — У нас все педагоги правильно настроены в сторону ребенка. Мы поддерживаем желание родителей и ребенка учиться музыке. Это наше кредо». А еще музыкальную школу называют островком любви. Ведь для того, чтобы сформировать у ребенка правильный аппарат игры на инструменте, педагогу много раз за урок приходится поправить ученику руки, плечи, голову. «Эти тактильные ощущения нужны, чувствуется, что этого эмоционального фона сейчас детям не хватает. Где еще ребенок в течение 40 минут урока один во внимании педагога?» — говорят в школе.
«Педагог в музыке — больше чем педагог, — уверена Тамара Матросова. — Он открывает красоту не только звучания и гармонии, но и распахивает двери в прекрасное. И мы стремимся создать в школе такие условия — ведь все, как известно, из детства. Знаете, нас ругали за белые стены, мол, как же так, это ненадолго. А я убеждена: пользоваться красивой посудой каждый день, а не по праздникам — правильно. Красивые белые стены у нас не пачкают дети: они интуитивно понимают, что этого делать нельзя».

Вечное, как сама классика

 

Несмотря на большое внимание детей к новым технологиям, в музыкальной школе № 4 никогда не испытывали недостатка в учениках. Нынешние родители, как и полвека назад, по-прежнему стремятся отдать детей «на фортепиано». Конкурс на эту специальность доходит до 2-3 человек на место.
На втором месте по востребованности — гитара, на третьем — флейта, а также гусли и домра. И даже такой, на первый взгляд, несовременный инструмент как гармонь, — тоже не сдает позиций. В школе имени Ходяшевых, наоборот, он очень популярен. Во многом, благодаря педагогу-подвижнику, всей душой желающему возродить этот инструмент, великолепному баянисту и аранжировщику, заслуженному работнику культуры Чувашии Назыру Гараеву. Ребят он буквально влюбляет в гармонь, его воспитанники много раз становились лауреатами первой премии Дельфийских игр.
Впрочем, народные инструменты сейчас переживают второе рождение — интерес к фолк-музыке только растет. К тому же у «народников» есть большое преимущество: со 2-3 классов дети играют в ансамбле. Ты уже имеешь отношение к настоящей музыке, даже если играешь на одной струне. Это завораживает, ребята с удовольствием занимаются.
С 2012 года обучение в музыкальных школах и школах искусств проходит по двум программам: предпрофессиональной, рассчитанной на 8 лет, и общеразвивающей — 4 года. В недавнем прошлом, как известно, такой градации не было: все дети в музыкальной школе учились 7 лет, народники — 5. Но «ходяшевцы» учеников не разделяют: всех воспитанников обучают с одинаковым усердием. Хоть, признают, за четыре года освоить инструмент достаточно сложно. И отмечают: обучение инструменту требует большой отдачи, причем и от родителей тоже. В день необходимо заниматься как минимум один час. Зато пользы от такого занятия — не счесть. Так, при игре на музыкальных инструментах развиваются оба полушария головного мозга. Не случайно многие лауреаты Нобелевской премии владеют музыкальными инструментами, а в Японии музыка — такой же обязательный предмет в школе, как физика и математика. Причем на протяжении всех лет обучения.
Родителям, мечтающим о музыкальном образовании для детей, педагоги советуют больше учить стихов и читать по ролям вместе с ребенком.
Нынешнее поколение, по наблюдениям педагогов школы, декламировать поэзию совсем не умеет. Музыка, как утверждают преподаватели, тот же текст, но сказанный интервалами и звуками. И от того, насколько ребенок владеет речью, зависит, как он будет играть музыку — по слогам или целыми предложениями.

Инструмент с историей

Старый рояль

В 2003 году музыкальная школа № 4 получила имя супругов Ходяшевых. В чувашской музыкальной культуре педагоги занимают особое место. Виктор Александрович — композитор и дирижер, Дора Самойловна — замечательная пианистка, она основала в Чувашии свою фортепианную школу, более 40 лет работала в музыкальном училище преподавателем и заведующей фортепианным отделением. Вместе они воспитали целую плеяду блестящих музыкантов.
Кстати, чета музыкантов родом не из Чувашии. Дора Нодель (это девичья фамилия Доры Самойловны) родилась в 1913 году в Одессе, в небогатой музыкальной семье. Виктор Ходяшев родом из Горномарийского района Марий Эл, в детстве вместе с родителями он переехал в Чебоксары. Здесь будущие супруги чуть позже и встретились. Они познакомились в кинотеатре «Родина», где Дора Самойловна была пианисткой.
Преподаватели музыкальной школы № 4 Виктора Александровича и Дору Самойловну считают своими учителями. И хоть в этой школе супруги не преподавали, память о них в учебном заведении бережно хранят. В фойе концертного зала на почетном месте стоит роскошный дореволюционный рояль «J. Becker», предположительно 1912 года, из чебоксарской квартиры Ходяшевых. На нем композитор сочинял все свои произведения, а его супруга часами музицировала. Более десяти лет назад инструмент преподнесла в дар школе дочь музыкантов Зоя Олеговна.
Строгий, с поблекшими от времени клавишами, инструмент в 1950-е годы прошлого века музыканты приобрели у чувашского писателя Якова Ухсая (по его либретто Виктор Ходяшев например, написал музыку к балету «Чудесная вышивальщица»). Сейчас старый рояль, конечно, безмолвствует — это украшение школы и дорогая память о музыкантах. Дети-«ходяшевцы», кстати, до сих пор играют произведения Виктора Ходяшева. А в декабре, накануне дней рождений супругов, проводятся вечера памяти музыкантов.

На сцене школы — легенда

Впрочем, «ходяшевский» «J. Becker» — не единственный необычный рояль в школе. В фойе, под стеклом, хранится его русский «брат» — рояль «Красный Октябрь». Под таким названием в России в начале 1920-х годов выпускались инструменты немецкой фабрики Якова Беккера. Дорог он тем, что это первый рояль, который получила школа при открытии 45 лет назад.
А в малом зале стоит настоящий военный трофей — американский рояль, который в годы войны вывезли в Германию, а потом волею судеб он оказался в Ленинграде и позже — в Чебоксарах. Инструмент бывшему директору школы Анатолию Будниченко когда-то передал его товарищ, квартира которого была слишком мала для такого великана.
Но гордостью «ходяшевцев» по праву считается легендарный концертный рояль «Bechstein». Это единственный в Чебоксарах представитель этой авторитетной в мире музыки немецкой марки. Играют на нем только на концертах и экзаменах. Как говорят музыканты, когда садишься за «Bechstein», рояль будто бы сам тебе играет.
В 2015 году, когда он появился в школе, он стоил 2,6 млн рублей — финансовую поддержку на его приобретение оказало Управление культуры администрации Чебоксар.
В тот же год фонд школы при содействии городской администрации пополнился не менее уважаемыми инструментами — двумя чешскими пианино «W. Hoffmann» стоимостью более полумиллиона рублей каждое. А по линии Минкультуры в школу поступили фортепиано «Рубинштейн», «Михаил Глинка» и четыре «Сонаты». Обновляются в последние годы и другие инструменты: появились трубы, флейты, виолончель, скрипки, баян, два немецких аккордеона, гусли.

СЛОВО — ПЕДАГОГАМ

Находят струнки души

НАТАЛЬЯ МАСЛИНСКАЯ,
преподаватель по классу флейты:

«Школа Ходяшевых — это особенная атмосфера, объеди-няющая в себе историю учебного заведения, чей уровень в мире образования очень высокий, и теплую домашнюю обстановку, которую создают и преподаватели, и, конечно, дети. Мы прикладываем очень много усилий, чтобы наши воспитанники чувствовали себя комфортно и свободно. Высокие результаты моих воспитанников говорят о том, что школа выбрала правильную стратегию».

 
СВЕТЛАНА ИЖУТОВА,
педагог по фортепиано:

«Когда-то я училась здесь в классе Татьяны Жирновой, а теперь работаю, и мои учителя — теперь мои коллеги.

Стать учителем музыки — мечта с детства, с пяти лет хотела преподавать. Приятно, когда выпускники приходят и благодарят. Все они большие труженики».

 
МИРОСЛАВА ЛУКИНА,
педагог по гуслям:

«Я из семьи музыкантов-самоучек: братья играли на гармошке, папа — на балалайке, он сам мастерил инструменты, а я освоила аккордеон по самоучителю. Но когда, как Фрося Бурлакова, поехала поступать в пединститут в Чебоксары, мне сказали даже не думать заниматься музыкой… Горжусь, что два моих ученика пошли по моим стопам: Аня Малышева работает в госоркестре «Гусляры России», в котором я начинала свой музыкальный путь, а Игорь Москалев — студент 3 курса Московского института музыки имени А.Г. Шнитке.

 
ТАТЬЯНА БЕЗДЕНЕЖНЫХ,
педагог по баяну:

«В музыкальной школе дети учатся играть не только на инструментах, но и развивают творческие способности. Музыка учит выражать свое мнение. Мне очень нравится, когда дети спорят со мной, доказывают, что нужно играть вот так, а не иначе. И мы проверяем, как лучше. И еще музыкальная школа воспитывает характер. Чтобы чего-то достичь, нужно трудиться».

 
НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВА,
преподаватель специальности фортепиано:

«Меня в музыку привел мой отец Анатолий Андреевич Васильев. Когда-то он сам хотел поступать в наше музучилище, но был 1941 год, и вместо училища он пошел на фронт. И вот я уже 45 лет преподаю и счастлива, что родители направили меня в эту профессию. Мне повезло, что я попала именно в эту школу. Работаю здесь с самого открытия: меня настолько тепло приняли после училища, так трепетно и терпеливо обучали… Это счастье, когда работа приносит удовольствие».

 

Фото Максима Васильева