- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Мост на улице Союзной

Фото Конона Белкова и Виктора Тимкина

Большинство чебоксарцев на вопрос — какие мосты они знают в городе? — ответят одинаково: Калининский, Московский, Гагаринский, Сугутский и Октябрьский. Пять мостов. А ведь раньше только через речку Чебоксарку, и только в районе нынешнего залива, их набралось бы с десяток, причем, по крайней мере, пять были автомобильными. Посмотрим на самые известные, и начнем с моста на Союзной улице.
«Ежедневно на мостах через речку Чебоксарку, навалившись на перила, стоит праздная публика, наблюдая такое зрелище. Связав несколько досок, соорудив нечто похожее на плот, 9–10-летние малыши, вооружившись шестами, играют в сплавщиков» — писала в мае 1937 года газета «Красная Чувашия». Годом раньше Горьковский институт планировки городских сооружений разработал проект реконструкции чувашской столицы, в котором говорилось: «река Чебоксарка будет очищена от мусора и вдоль нее с берегов решено удалить все постройки». Двадцать лет прошло — как стояли по обоим берегам убогие домишки, так и стоят, да и «сплавщики» на месте, правда малыши подросли и плоты сменили на лодки.
На фотографии, сделанной в 1957 году, молодой человек стоит, «навалившись на перила» моста по улице Союзной, а вдали, на улице Розы Люксембург, их видно даже два — автомобильный, и рядом с ним пешеходный. Ближе к ним мы еще подойдем. Вообще-то такой полноводной речка была только между плотинами водяных мельниц. Первой, считая от берега Волги, стояла городская мельница — она-то и регулировала глубину Чебоксарки в центральной части города. Но мельничная плотина была разрушена еще в конце 1930-х годов. Возникает вопрос: откуда же столько воды? Ответ простой — весеннее половодье. Специалисты оперируют понятием «водный горизонт над нулем графика», но если по-простому, то обычно весной вода в Волге поднимается над этим самым «нулем» на 6 — 7 метров, а вот в 1957 году уровень ее поднялся почти на 11 метров. Самое же большое наводнение случилось в 1926 году, когда вода поднялась на 14 метров и оба моста скрылись под водой. Но сейчас от мостовых конструкций до воды три метра — вполне комфортно для плавания на лодках.
Чувашский поэт Николай Евстафьев в 1953 году написал стихотворение «Мосты». Начиналось оно так:
«И шумит и ревет
Чебоксарка-река.
Льдины рвутся вперед,
Льдины бьют в берега.
Ледяная вода мост
Уносит с собой…
Что же делать? Беда?
Не добраться домой!..
И действительно мосты были деревянными, и в половодье их частенько просто смывало. Вот архивная фотография 1947 года — у разрушенного моста на Союзной улице группа товарищей на заднем плане думает, как жить дальше. Особо долго не думали — в 1948 году построили новый мост, но уже на железобетонных сваях, который и простоял до начала 1980-х годов.
Паводки не щадили и плотину — за годы существования ее также не раз прорывало, но тогда переставала работать мельница, поэтому ремонт был быстрым. А в войну было не до плотин… «Существовавшая некогда плотина на Чебоксарке как нужно не ремонтируется, под угрозой обвала ряд зданий и мостов», — сообщала газета в июле 1946 года. Но через пять лет, весной 1951-го, «Красная Чувашия» все же обнадежила: «Постройка плотины через реку Чебоксарку начнется в ближайшее время напротив академического театра. В связи с этим уровень воды на этой речке повысится до 5 метров».

Но, как говорится, гладко было на бумаге… Не строилась почему-то плотина. И вот что писал в ноябре 1954 года, уже в «Советскую Чувашию», некто тов. Андреев: «Когда-то небольшая речушка Чебоксарка, протекающая в центре города, имела культурный вид. В ней было много воды, и водилась рыба. Теперь же запруды, бывшие на реке, разломаны, вода размыла русло реки, и в центре города получился большой овраг, который превращен в место свалки. Мне думается, что надо снова запрудить реку, поднять в ней воду и тем самым ликвидировать овраг в центре города».
И раз уж не получилось обойтись фотографиями только Конона Белкова, то вот еще фотография, сделанная в 1953 году Виктором Тимкиным, которая как нельзя лучше иллюстрирует «крик души» товарища Андреева. Фотограф стоит на мосту по улице Розы Люксембург, новый мост на Союзной виднеется вдали, еще дальше силуэт Крестовоздвиженской церкви и совсем уж далеко восточный косогор. Ну и, естественно, «большой овраг», по которому и текла речка. Плотину, по всей видимости, строить так и не начинали, и в 1960-е годы прошлого века, и в 1970-е речка выглядела точно так.

Текст и обработка фотографий Владимира Трофимов