- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

У местной власти женское лицо

navigate_before
navigate_next

Они могут все. Коров доить, землю обрабатывать, сироту пригреть. Порядок в селе установят, водонапорную башню отремонтируют. «Если надо будет, «в горящую избу войдем, коня на скаку остановим», – полусерьезно, полушутя цитируют женщины поэта. – Мы за все в ответе на вверенных нам территориях».
Женщины – главы сельских поселений сегодня не редкость. В Шумерлинском их больше чем в других – руководят в шести из одиннадцати муниципалитетов. Как так вышло, что местную власть в районе взяли в руки женщины? Владимир Мурашкин, глава района, долго не раздумывает: «Народ избрал. Людей подкупают такие женские качества, как обязательность, порядочность, исполнительность, надежность. Открытость, умение общаться с людьми. Любое решение неслабый прекрасный пол принимает взвешенно, обдуманно, потому как совершенно равнозначно чувствует свою ответственность как за свою семью, так и за деревню и поселение в целом». Правда, успех, по его словам, зависит не столько от половой принадлежности, сколько от деловых качеств. И среди мужчин в районе есть замечательные и авторитетные руководители. К сожалению, не все мужчины обладают терпением и упорством. Так, после выборов 2005 года двое представителей сильной половины уже через несколько месяцев признались, что работа им не под силу. Пришлось бремя возложить на хрупкие плечи, из числа местных депутатов. «А что, – доволен Владимир Алексеевич, – в выборе не ошиблись. Эти «молодые» кадры теперь уже работают ничуть не хуже глав с большим стажем. Шесть поселений – шесть глав. Каждая достойна добрых слов».

Кто, если не мы

Руководить поселением – занятие непростое, говорили главы после совещания у районного начальства. Это работа, на которой находишься каждый день, каждый час, круглые сутки. Хотя есть определенные дни приема, но люди приходят постоянно – ночь-полночь, в выходные и праздники. Звонят, спрашивают, просят помощи и совета. Разве можно отмахнуться?
Многие проблемы главы связывают с некоторой особенностью их района. Из 105 тыс. га территории около 70% занимают леса. Население почти всех 57 деревень в прежние времена жило за счет лесоперерабатывающей отрасли, когда деятельность эту свернули, молодежь в поисках работы и лучшей доли ушла.
«Наверное, наш район, – горько усмехаются женщины, – по возрастному составу самый старый в республике». И в подтверждение своих слов приводят печальные цифры: почти во всех «женских» поселениях людей преклонного возраста – 60–70%.
И детей в прошлом году родилось мало – где тринадцать, а где-то только трое. А бюджет определяется исходя из численности населения… И стабильно развивающихся предприятий кот наплакал… Своим трудоспособным населением – 65% – может похвастать только Нижнекумашкинское поселение. Но и здесь те же проблемы – строительство водопроводов, ремонт ветхого жилья, кадастровый учет земель, досуг, трудоустройство. И даже мир и покой в семьях сельчан. За то и за другое наши героини берутся с одинаковым усердием.
Глава Краснооктябрьского поселения Татьяна Лазарева озабочена тем, как ускорить приход чистой воды в многострадальный разъезд Мыслец. По республиканской программе ее обещают только к 2010 году, тогда как санэпиднадзор пить воду из здешних колодцев давно уж запретил. Вроде бы у бабушек из Красного Октября совсем простые увлечения – лечебная физкультура, аэробика, волейбол. Но для того, чтобы арендовать спортзал в школе, тоже нужны деньги.
«А мы уже построили клуб, отремонтировали все уличные дороги, – словно дразнит хозяйка Русско-Алгашинского поселения Л. Мачкасина. – В вашей же газете писали, что нет у нас клуба, а по нашим улицам не пройти не проехать». Лиана Викторовна главой стала в 2005-м, до этого долгие годы работала в местной участковой больнице фельдшером-акушером. Считает, что обязанности главы и фельдшера идентичны – помогать людям.

И глава, и мама

«День нам работа нравится, два плачем», – не то шутит, не то всерьез говорит одна из глав. «Но потом встряхнемся, плечи расправим – и опять в наши поселки. В одном водопровод замерзает, в другом больного надо в райцентр везти, в третьем бабушкам да дедушкам помочь дом в собственность оформить», – подхватывает другая. Ее поддерживает глава Магаринского поселения Л. Егорова: «Пожилые многого не понимают, а там сколько нюансов! Лучше самой все документы подготовить, а уж в регпалату они сами съездят».
Людмила Даниловна по образованию инженер. До 2002 года, когда стала хозяйкой поселения, работала на Новочебоксарской хлопкопрядильной фабрике. А хозяйство ей досталось одно из самых отдаленных. Объединяет 10 населенных пунктов, возникших в 1929–1930 годах, здесь сегодня проживают 850 человек, в основном пенсионеры. Больше всех населения в Саланчике и Верхнем Магарине, там и находятся социально-бытовые объекты. В других восьми почти ничего нет, даже магазинов.
«Когда начинала, как на пороховой бочке жила, – вспоминает Егорова, – ведь дорог с твердым покрытием не было, случись что, не проедешь». Ладно, в каждой деревне лошади есть. На них выезжали и в школу, и в медпункт, и в райцентр. В 2007-2008 годах в лесные поселки «пришли» асфальтированные дороги, намного легче стало и жить, и работать. И автолавки в селения теперь приезжают еженедельно – и частные, и из Шумерлинского райпо, и из соседнего Красночетайского. Особенно сельчанам нравятся продавцы из последнего – и товары всегда на столы выкладывают, и ценники есть, и весы. И привозят то, что закажут.
А хозяйка поселения свои деревни и вовсе навещает каждый день. И всегда сельчан по необходимости возит на центральную усадьбу и в район. Сейчас – на служебной машине, до прошлого года – на своей. Дело в том, что выезжать в мир населению лесных поселков по-прежнему сложно. Автобус из Шумерли приезжает лишь один раз в неделю. И то только в субботу, и рейсов всего два: рано утром и в полдень. А людям в Шумерлю желательно попасть непременно в будни: кому в больницу, кому платить за газ, электричество и телефон.
Сельчане Людмилу Даниловну уважают и за деловую хватку (водоснабжение наладила, ветхое жилье ремонтирует), и за доброе сердце (всегда выслушает, войдет в положение, поможет). А в прошлом году глава приняла в свою семью мальчика-сироту. Девятилетний Никита в новых родителях души не чает, уже на второй неделе стал звать «папой-мамой»..

Плюс мужское плечо

Если бы сами люди нам не помогали, дружно отмечают главы, было бы еще тяжелее. И на субботники по благоустройству выходят, и праздники проводят. И конечно, неоценима помощь местных депутатов и так называемого актива – специалистов администрации, культработников, учителей, фельдшеров. Причем и они в основном – представители прекрасной половины.
Работа главы поселения – скорее работа хозяйственника. Наверное, мужчинам проще разобраться во всем этом. Но где же они? «На наших шеях, – опять шутит одна из глав, но тут же поправляется, – кроме наших мужей! Они – наши первые помощники, наш надежный тыл. И словом поддержат, и делом помогут. Где что привезти, отвезти, отремонтировать, построить. Что бы мы без них делали? Вон в Магарине благодаря супругу Людмилы Даниловны появился Егоров мост (так народ прозвал) через речку, разделявшую деревни поселения».
Вот почему хрупким созданиям, оказывается, удается сочетать хлопотную и ответственную работу с обязанностями жен и мам. Значит, прав поэт, нам нельзя друг без друга.