- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Бизнес потянулся к земле

Еще недавно десятки тысяч гектаров сельхозугодий были заброшены и зарастали сорняками. Сегодня ситуация в корне меняется. Только за один год в Чувашии планируется ввести в оборот более 50 тысяч гектаров необрабатываемых земель.
Как известно, от мечты до ее воплощения – дистанция огромного масштаба. И все-таки надежда на то, что в республике скоро не останется даже клочка невозделанной земли, сегодня гораздо тверже, чем, скажем, еще два-три года назад. С началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» коренным образом изменился взгляд на сельское хозяйство со стороны крупного и среднего бизнеса.
К примеру, известная чебоксарская строительная фирма «СТН», создав в прошлом году агрофирму «Николаев», сейчас оформляет в долгосрочную аренду 5 тыс. гектаров в Цивильском районе. На собственные средства отреставрировали старую технику, а на целевой кредит в 40 млн. рублей планируют приобрести импортные тракторы и сеялки, которые, при всем уважении к отечественному производителю, мощнее и экономичнее. К лету николаевцы собираются закончить ремонт заброшенной фермы (вернее, то, что от нее осталось), где в июле уже будут мычать двести белорусских буренок. В перспективе – создание целого комплекса, где помимо реконструированной фермы и доильного цеха запроектирован еще один коровник на 400 голов, оборудованный по голландскому образцу.
Животноводческий комплекс на 1000 голов строит в Янтиковском районе и ООО «Акконд-агро». Коров хотят закупить в Германии или Голландии, а когда комплекс выйдет на проектную мощность, собираются получать по 11 тонн молока в сутки. Основная часть продукции пойдет на нужды известного кондитерского предприятия «Акконд», часть предполагают перерабатывать в творог – на районном молокозаводе уже готовы построить еще один перерабатывающий цех.
Таких примеров по республике не один и не два. Конечно, если бы не государственная поддержка, многим предпринимателям даже в голову не пришло бы заняться производством зерна, мяса и молока. Спору нет, трудностей много. Не на должном уровне в районах организационная база, оформление документов на землю осуществляется с большими проволочками. Нет документов – задерживается выдача кредитов Россельхозбанка на покупку новой техники, семян. А посевная на носу. Однако при всех сложностях те, кто по-настоящему собирается работать на земле, не драматизируют ситуацию. Говорят, раз это дело новое для всех, то изначально было понятно, что без проблем не обойтись. Они даже не считают проблемы проблемами, а называют их задачами, которые в любом случае нужно решать.
Вообще создается впечатление, что предприниматели в основной массе оказались гораздо лучше подготовленными к приоритетному проекту развития агропромышленного комплекса, чем отдельные облеченные властью лица. Работают основательно, без суеты, не ищут причин в несовершенстве законов. Чем выгодно отличаются от некоторых представителей регистрационных служб и глав сельских поселений, проявляющих порой максимум изворотливости, лишь бы уйти от принятия ответственных решений.
Наверное, не случайно на последнем совместном заседании Совета глав районов и городов и Совета по реализации приоритетных национальных проектов Президент Чувашской Республики Николай Федоров устроил выволочку нерадивым чиновникам, напомнив, что руководители обязаны эффективно работать даже в условиях несовершенного законодательства.
Впрочем, надо отдать должное главам Цивильского и Янтиковского районов, сумевшим-таки привлечь инвесторов, а не отпугнуть, как делают некоторые их коллеги. Да и сами сельчане в этих районах охотно берут кредиты на развитие собственных хозяйств. К примеру, в Янтиковском сельском поселении удельный вес личных подсобных хозяйств, привлекших льготные кредиты, составляет 29% – в два раза больше, чем в среднем по республике. И совсем другая картина в Шумерлинском, Урмарском, Алатырском районах, где есть поселения, в которых этот показатель значительно ниже среднереспубликанского. А ведь за этими процентами – перспектива развития тамошних сел и деревень, а стало быть, и уровень жизни сельчан.