- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Металлурги из прошлого

Этот рабочий день выдался на редкость жарким. Столбик термометра перевалил за тридцать. А еще журналистская братия побывала на металлургическом производстве — тоже жаркий процесс. Правда, горны для плавки металла простаивают уже, как минимум, несколько веков. Однако чтобы подобраться к ним, пришлось изрядно попотеть.

Полевой лагерь

Археологические раскопки в Моргаушском районе ведутся не первый год. Эта экспедиция Чувашского национального музея находится здесь уже три недели. Палатки между деревьев — спальни. Тент над деревянным столиком — кухня, скамейки укрыты медвежьими шкурами. В полевых условиях даже электричество есть, новые данные прямиком отправляются в интернет, на специализированные сайты. Правда, погода подкинула испытаний. В ураган пришлось держать навес над кухней, чтобы не улетел. А потом собирать кастрюли по оврагам. Но археологи — народ закаленный.

«Картошки купили двадцать килограммов, — показывает огромный клубень Александр Соколов. — Ее и подъедаем». По ночам к лагерю прибегают окрестные собаки, так что на столе ничего оставлять нельзя. В выходные на мысе по соседству молодежь устраивает дискотеки: «Бум-бум-бум». Даже Элеонора танцевать научилась. Это спрингер-спаниэль, «талисман» археологической экспедиции, в народе просто Муся. Добавить к этому луговые травы и прибрежные сосны, свежий воздух да назойливых комаров — вот и местный колорит.

«Как-то утром встали, вышли на Волгу, а на воде откуда-то черные буйки появились. Странно, вчера еще ничего не было. Через час смотрим: а они приближаются! Потом оказалось, что это столитровые пакеты с мусором. Ночью теплоход проходил, вот, видимо, и выбросили», — делятся житейскими историями участники экспедиции.

Утомленных солнцем журналистов отпаивают родниковой водой. И сообщают главную новость: в Ильинском сельском поселении найден древний металлургический комплекс. Первый горн, где умельцы плавили болотную руду и получали железо, раскопан еще в прошлом году. Но тогда требовались лабораторные подтверждения. Теперь они есть: найденные куски шлака — действительно отходы плавильного процесса. К тому же удалось найти и крицу — металл, отлитый в форму.

Сейчас работы ведутся на горне номер четыре. Всего же таких плавильных печей как минимум семь. Рабочий день археологов — с самого утра и до позднего вечера. Полуденное пекло — 3-4 часа — они пережидают в лагере, а затем вновь идут на работу. Лесной тропкой гостей выводят к обрыву над Волгой. Там уже натянуты веревки, чтобы спускаться вниз.

Неожиданная находка

Сначала специалистов по древностям сюда привлекли земляные валы, как оказалось, не природного происхождения. Решено было провести разведку — вдруг на этом месте раньше было древнее поселение? Старинного городища до сих пор не нашли. Зато в поле зрения археологов попал крутой волжский склон. В почти отвесной стене разноцветными пластами выделена каждая историческая эпоха.

На склоне и развернули свое производство древние металлурги. Небольшие впадины на береговых террасах, расстояние между которыми около 3,5 метра, для непосвященных — особенности рельефа. Но наметанный глаз специалистов углядел присутствие человеческой руки.

Как же выглядела древняя плавильная печь? Раскопки показали, а начальник археологической экспедиции Дмитрий Спрыжков рассказал. Горн представляет собой яму в форме овала высотой чуть больше полутора метров и диаметром более двух, обожженную (для крепости стен) и выложенную изнутри песчаником. Сверху на специальный уступ устанавливалась куполообразная конструкция и поджигалась сверху. Руда и уголь, заложенные в печь пластами, начинали плавиться (температура в горне переваливала за тысячу градусов). На дно горна (примерно метр на полметра) устанавливалась чаша, в которую при плавке стекал металл. Металлургический шлак выходил через сужающееся отверстие — литок. Все горны ориентированы строго на север, к Волге, чтобы использовать ветер — это естественное природное нагнетание воздуха, необходимое для производственного процесса. Когда плавка заканчивалась, фасадную (северную) часть горна разбирали и вытаскивали металлический брусок, он мог достигать 10 килограммов. На основе раскопок можно будет воссоздать картину древней плавки более детально.

Первый полуобвалившийся горн использовался четыре раза, а потом превратился в мусорную яму. Зато именно в нем нашли конечный продукт производства — металлическую крицу. Четвертый горн, который продемонстрировали журналистам, имеет более сложное строение, вероятно, там был еще один выход для шлака или же дополнительное устройство для подачи воздуха.

Сколько горнам лет?

Аналогов Шешкарскому металлургическому комплексу в республике нет, отмечают специалисты металлургического портала — Новости металлургии. Да и в Поволжье тоже. Подобный одиночный горн нашли в Ульяновске. А тут — целый завод. Пока назвать возраст горнов сложно. Плавить металл начали еще в раннем железном веке, это первые тысячелетия нашей эры. Но археологи больше склоняются к средневековью — обнаруженное производство более усовершенствовано.

При раскопках имеет значение любая мелочь. В документах XVII-XVIII веков этот объект не упомянут. Значит, находка постарше будет. В горне отыскались ореховые скорлупки: скорее всего, на этом месте несколько столетий назад рос подлесок с орешником (сейчас этого кустарника здесь нет). Близ водопада в овраге нашли иноземную древнюю монету. Три крупных специалиста вынесли вердикт: восточная, примерно XIV века. Государство назвать сложнее, одна из версий — Золотая Орда. Обнаружены и фрагменты толстостенной керамики, но она характерна для разных эпох. Большое скопление озерных улиток свидетельствует о том, что сырье — болотную руду добывали неподалеку или же на той стороне Волги, где в пойме реки Парат еще в XX веке были зафиксированы ее большие залежи. В любом случае, пока не проведены все исследования, это лишь предположения.

Конечно, хочется представить себе и древних металлургов. Ведь мы находимся на их производственной территории, хотя и в совершенно другое время. Может, это жители городища, скрытого ныне водами Чебоксарского водохранилища? Или приезжие умельцы? Вот бы и на этот вопрос найти ответ. Прошлое не всегда готово гостеприимно распахнуть перед нами двери. В этом случае удача археологам улыбнулась.

Eлена KAЗAPИНА