- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Для кого старость, а для него – зрелость

Когда уж совсем одолевает бессонница, Николай Федорович возвращается мыслями к прошлому. Воспоминания сменяют друг друга, словно в калейдоскопе, – то яркие картинки, то темные…
Теплый весенний день, пахота. Он, четырнадцатилетний паренек, ведет под уздцы лошадь, запряженную в соху. Только бы не споткнуться – ноги так устали, едва держат… Семья у них, Мироновых, большая, отец хворый, вот и пришлось Коле после семилетки пойти работать в колхоз. В 1938 году это было.
А то видится зимнее утро первого военного года. Сура во льду, где-то там большое село Порецкое. А здесь, вблизи забытой богом деревушки, люди со всей Чувашии роют оборонительные окопы. Морозно, ветер обжигает лицо. Вон Нюся рукавицей трет щеки. Она тоже из Александровки, соседка через два дома. И почему это Николай прежде не замечал, что она красивая, словно царевна из сказки, – волосы черные, а глаза голубые…
Грохот, крики, стоны, адская боль, кажется, расколовшая голову, – самый страшный для него бой за Ворошиловград, город в ныне «самостийной» Украине… Нет, это надо пропустить – жжет в груди не столько от пережитого тогда, сколько от чудовищного лицемерия некоторых сегодняшних политиков да аналитиков, уверяющих, что не нуждались в русских освободителях ни Украина, ни Прибалтика.
Лучше другое вспомнить – как демобилизовался он, раненный, контуженный, в свою Александровку и оказался «первым парнем на деревне», на которого возложили сначала бригадирство в колхозе имени Кирова, потом – председательство, пока не вернулся после Победы прежний председатель. А Нюсю только летом 1945-го снова увидел, она победу в Кенигсберге встречала, в воздушном наблюдении служила. Свадьба у них скромная была, и с той поры хранится где-то в шкафу платок, подаренный по обычаю жениху невестой. Трепетная память об Аннушке-Нюсе. Никак восемнадцатый годок пошел, как нет ее? Ну вот, опять печаль накатилась… Светлая она, но в сердце болью отзывается.
В том же шкафу – и его парадный пиджак, который так любили разглядывать маленькие внуки, а теперь уже правнуки интересуются: «Деда, это за войну орден? А за что тебя наградили такой звездой?» Звезду Героя Социалистического Труда в 1973 году ему вручили – за высокие урожаи. Бригада Миронова тогда 300 центнеров картофеля с гектара получила. Не прогадал он, когда решил распахать под картошку заливные луга, – рекордные клубни уродились на плодородной земле. И кукуруза вымахала однажды – словно лес, в три метра высотой. Всей бригадой для нее специальные ящики сколачивали, чтобы с комфортом отправить «царицу полей» в Москву на Всесоюзную выставку достижений народного хозяйства. Теперь же в полях бурьян подчас высотой с ту кукурузу… Хотя нынче непаханых земель в родном Комсомольском районе почти не осталось, Николай Федорович в том лично убедился: каждое лето сын устраивает для него автомобильную экскурсию по окрестностям.
Прогулки прогулками, а без дела ветеран войны и труда не сидит. Он и сегодня даст фору некоторым молодым, но нерадивым. В доме поддерживает безукоризненный порядок, иная хозяйка позавидует. В огороде каждое лето сажает картошку, морковку, свеклу и прочие овощи не только для себя, но и для городских родственников. Помидорами да огурцами собственноручного засола их балует.
Дети с внуками в долгу не остаются, радуют ответными сюрпризами. Вот совсем недавно, на торжестве в честь 85-летия дедушки Коли чебоксарский правнук Димка на баяне сыграл мелодии прошлых лет. Девятилетний мальчуган растрогал юбиляра до слез. Дочка с мужем из Свердловской области долго гостили, фотографии правнука, годовалого Ванечки, привезли – тоже большая радость. А старший внук обязал деда непременно быть на новоселье в городской квартире. Конечно, Николай Федорович поедет. Своего «компаньона» – безымянного кота – оставит на попечение соседей. «У нас с ним меню почти одинаковое – я люблю мясо, и он. Кефир покупаю тоже для нас обоих», – гладит хозяин вальяжного котяру и, накинув куртку, по-молодецки идет провожать нас к машине. Во дворе, указав на аккуратные сараи, поясняет: «За коровой ухаживать мне уже не под силу, а вот кур держу. Сейчас, правда, сделал небольшой перерыв, хочу обновить поголовье. Весной куплю молодняк». На судьбу один из долгожителей Комсомольского района не жалуется.