- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Не станет ли на полках больше «просрочки»?

Невозврат дошел до точки

На днях Президент страны утвердил поправку в Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», запрещающую торговым сетям возвращать поставщикам нереализованные продукты со сроком хранения менее 30 дней. В частности, молочные, хлебобулочные, кондитерские.

Вопрос нешуточный. Президент давал личное поручение решить его на законодательном уровне, назвав практику возврата нереализованного товара производителям недобросовестной уловкой со стороны торговых сетей. К нынешнему решению шли поэтапно. Еще два года назад допускался возврат до 15-18% непроданной продукции, а в реальности возвращалось и больше. Полтора года назад Роспотребнадзор одобрил предложение депутатов Госдумы снизить возврат до 5%.

Наша газета поднимала эту тему в апреле 2017 года. По данным представителей хлебопекарной отрасли, в республике ежесуточно выпекается порядка 140–150 тонн хлебобулочных изделий.

На одном только Чебоксарском хлебозаводе № 2, по словам генерального директора Сергея Васюхина, около 22 тонн. Из них порядка 18%, или около 4 тонн, торговля по истечении срока реализации возвращала обратно. Подобная картина была характерна и для остальных крупных предприятий.

Что же делали хлебопеки с вернувшейся партией просроченной продукции? Ее перемалывали и подмешивали в свежее тесто. Ничего незаконного тут, собственно, нет — это есть самая настоящая утилизация. Ведь в переводе с латинского utilis означает «полезный», а сама утилизация, как толкуют словари, это использование ресурсов, не находящих прямого применения по назначению, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления.

Но такие «повторные» буханки и батоны соответственно должны стоить дешевле. Хлебопеки тогда утверждали, что цена партии подобного «сэконд-хенда» калькулируется отдельно, с учетом более дешевого сырья. Тут приходилось уповать на добропорядочность производителя. Но вот недоброжелательные эксперты сомневались: поди разберись, покупатель, из какого теста выпечена буханка — из свежего или с подмесом… Не стоит говорить, что выпеченный из такого теста хлеб невкусный, крошится и быстро портится.

Еще большая головная боль — просроченные товары для торговли. Но она находится в более выгодном, нежели производитель, положении. Ведь сейчас, как известно, хлеб ходит за брюхом, сиречь магазином, чтобы попасть на торговые полки, при этом ему диктуются любые условия. Прежде всего, по объему возврата «просрочки». Когда ее решили снизить до 5%, директор одного чебоксарского супермаркета сказал журналисту, что «просрочку» станут утилизировать». В каком смысле — не уточнил. Хотя тогда по Интернету гуляли фото с горой выброшенного хлеба…

СПРАВКА «СЧ»

Черный хлеб считается непросроченным в течение 36 часов после выпечки, пшеничный и ржано-пшеничный — в течение суток. А вот изделия из сдобы теряют вкус уже после 16 часов.

В идеале, конечно, производить надо ровно столько, сколько будет продано. Но добиться такого «консенсуса» было практически невозможно.

В последнее время, правда, появляются специализированные компании, которые сами выпекают и сами же продают хлеб. Одна из таких прочно обосновывается в Чебоксарах, буквально на глазах расширяя свое присутствие на рынке. Там вопрос с возвратом совсем неактуален, поскольку возвращать приходится самим себе, а вчерашний хлеб продается в этих магазинах только со значительной скидкой.

Как же отреагировали игроки данного рынка на окончательный запрет возврата просроченной продукции? Хлебопеки, конечно, обрадовались — не надо больше заморачиваться насчет нее. Ведь они, по сути, брали на себя все риски торговых организаций, включая их неоправданно завышенные заказы, неся убытки от несостоявшейся реализации, а также от утилизации и транспортных расходов по доставке продукции. При этом производители выкупали нереализованный хлеб по цене первичного приобретения. И все же были вынуждены идти на это, чтобы сохранить каналы реализации.

Наученные столь нелегкой практикой, по словам коммерческого директора ЗАО «Хлебокомбинат «Петровский» Андрея Степанова, к моменту принятия данной законодательной нормы они уже практически не имели дела с «просрочкой»: взаимоотношения с торговлей в части заявляемых объемов товара наладились с точностью до килограмма. К тому же у предприятия есть и своя фирменная торговая сеть. Естественно, отпадает теперь и вопрос с подмесом нереализованного хлеба.

При формировании цены продукции хлебопеки, как уже сказано, были вынуждены учитывать возможные риски, связанные с возвратом. При его запрете эти финансовые риски сведутся к минимуму, у хлебозаводов появятся дополнительные денежные ресурсы на модернизацию и улучшение качества продукции, снизится кредитная нагрузка. В итоге это может привести к снижению стоимости продукции.

Вопреки ожиданиям, жалоб на осложнения после запрета на возврат не слышно — торговля, кажется, не в обиде. Как сказал нам Кайрат Достемесов, директор чебоксарского гипермаркета одной из федеральных торговых сетей, они тоже еще до принятия запрета практически перестали возвращать продукцию: заказывают столько, сколько продают.

Возможно, торговля действительно научилась брать столько товара, сколько она успеет реализовать. Но с трудом верится, что абсолютно вся скоропортящаяся продукция продается в срок и после запрета возврата количество просроченного товара на торговых полках не увеличится…

 

 

Фото Максима Васильева: Торговля обещает отсутствие залежалого хлеба. Однако доверяй, но проверяй…