- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Семья Экипажевых вне времени и пространства

Больше 10 лет назад в Чувашском драматическом театре имени К.В. Иванова студенткой Щукинского театрального училища Александрой Фединой была поставлена комедия Валентина Катаева «Квадратура круга». Спектакль был до того успешен, что новая постановка театра по пьесе этого автора читается как желание повторить азарт и успех постановки десятилетней давности. К тому же свои «Миллион терзаний» Катаев писал тоже после «Квадратуры круга».

Однако постановщики, режиссер Валерий Карпов и художник спектакля Валерий Яковлев совсем не собирались, как в «Квадратуре круга», воссоздавать дух времени и считывать детали быта и поведения людей далеких 30-х годов. Авторы постановки целенаправленно ставили просто водевиль о высокопарном лицемере и пустослове Экипажеве. В результате довольно прямолинейная, но остросатирическая пьеса о конфликте «старорежимного», да к тому же мнимого, интеллигента и здоровых молодых сил превратилась в веселый спектакль о недоразумениях в отдельно взятой ячейке общества, где жалкий отец семейства почему-то диктует свои правила взрослым сыну и дочерям.

Публика хохочет от начала до конца над искрометной игрой Алексея Герасимова (Экипажев), Сергея Павлова (сын Михаил) и Ирины Ивановой (кондуктор Ключикова), достигая апогея в сцене визита Экипажева к Парасюкам (Николай Котеев, Надежда Воюцкая и Иван Иванов). Троица соседей по коммунальной квартире, которых играют Александр Кураков, Ирина Верьялова и сам режиссер Валерий Карпов, вообще проходят в этой истории, как коверные на арене, зал уже загодя встречает их хохотом. Водевильный сюжет, где отец взрослой дочери жаждет в зятья только аристократа Ананасова, а получает рабочего Парасюка, при этом принимая одного за другого, и сам по себе несется по нарастающей. Так что отбоя от зрителей у спектакля, скорее всего, не будет.

…Но все же немного жаль, что в спектакле по пьесе, написанной в 1931 году, мы не почувствуем не то что атмосферы, а даже намека на то время. Или же, наоборот, на нашу современность. Если отвлечься от забойного сюжета, то от несоответствия между сказанным и увиденным иногда становится грустно. Герои спектакля живут в бурной стихии коммунальной квартиры, но здесь это довольно абстрактное понятие: стиль жизни и детали быта в этом специфическом мире ничем не обозначены. Не виден и город, в котором они живут. А Москва у Катаева весьма красноречива. Костюмы, музыка, хореография тоже довольно произвольны и «не заморочены» на тему попадания в 30-е годы или сугубо наше время.

А ведь пьеса крепко связана и с именем Исаака Дунаевского, она вообще впервые была поставлена как оперетта этого советского классика. Частушки кондуктора Ключиковой, например, выпускались отдельной пластинкой как музыкальный хит. К тому же сатира на болтунов и брюзжание обывателей вновь стала актуальна. И спектакль от ее социального острия только бы выиграл. Даже сама вечно кричащая соседка по «коммуналке» обвиняет главного героя: «Вызубрили десять слов — «интеллигенция», «идеалы», «принципы», «произвол», «знамя» — и кричите на всю квартиру, как попугай». Ну все как в нынешних ТВ-шоу!

 

Фото Чувашского драматического театра им. К.В. Иванова: В коммунальной квартире царят жестокие нравы: один из жильцов ради экономии электроэнергии запирает общую уборную на ключ и лично выдает разрешение на ее посещение.