- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

История московского инвестора

Как-то весной 2005 года в деревне Санкино Красночетайского района появился навороченный джип с московскими номерами. Вместе с И. Михопаровым, тогдашним главой ООО «Асамат», куда входила деревня, вышел представительный черноволосый мужчина. «Роберт Гургенян, строительный бизнесмен из Подмосковья, – представился собравшимся сельчанам.
– Буду развивать ваше хозяйство на собственные инвестиции».
Что это такое, не все санкинцы знали, потому сказали, мол, развивай, лишь бы нам хуже не стало. Гость заверил, что станет только лучше – через пару лет средняя зарплата вырастет до 15 тысяч рублей (тогда и трех не было). Будут построены новые коровники, заведут овец романовской шерстяной породы, закупят много новой техники. Об этом наша газета рассказала в конце октября того года в публикации под красноречивым заголовком «Крестьянин» с московской пропиской». В стране запускался приоритетный национальный агропроект, и любые инвестиционные инициативы на селе только приветствовались.
Прошло пять лет. Обещания инвестор выполнил, мягко говоря, далеко не полностью. Но гастролером, заехавшим в район, чтобы только сорвать куш и незаметно смыться, Гургеняна никак не назовешь – он по сей день регулярно приезжает в хозяйство, оставаясь главным учредителем ООО «Асамат». Правда, занимается сейчас больше не его развитием, а расчетами с кредиторами.

РАСКОЛ

На днях в «Асамат» нагрянули из банка, где у него завис долг в несколько миллионов рублей. Не с очередным напоминанием о денежном возврате, а уже описывать в счет «кредиторки» комбайн «Дон». Ранее, чтобы рассчитаться с другими кредиторами, пришлось продать более двухсот коров, сейчас их осталось 95. За прошлый год получили от каждой в среднем по 2 тысячи с небольшим килограммов молока – козья продуктивность. Зерновых – 17 центнеров с гектара – тоже мало. О прибыли и говорить не приходится. Долги по зарплате на сегодня превысили миллион рублей, работники уже взыскивали ее через суд.
А ведь когда инвестор пришел в хозяйство, оно входило в сотню лучших сельхозпредприятий республики, производило почти треть всей продукции районного АПК. Собственно, это и привлекло инвестора – в заведомо гиблое хозяйство кто станет вкладывать… По словам Роберта Ерджаниковича, в поисках места для своего агробизнеса он исколесил чуть ли не пол-России, вплоть до Алтая, а остановился на Красных Четаях.
Основной, строительный, бизнес у предпринимателя шел, судя по всему, неплохо. Уже летом 2005-го он купил как раз тот «Дон», другую технику, начал строительство большого коровника в Санкино, чем вызвал у главы хозяйства И. Михопарова буквально обожание. Иван Николаевич тогда с огромной симпатией отзывался о своем партнере. Как он, далекий от села, дотошно интересуется азами сельхозпроизводства, строит планы с прицелом в будущем связать судьбу с этими живописными местами…
Но уже через два года симпатии иссякли, причем настолько, что Михопаров подал в отставку. Сам Иван Николаевич это объясняет тем, что Гургенян все настойчивей стал намекать, мол, поруководил сам – дай и мне порулить, чем только мешал работать. А нынешний исполнительный директор ООО Н. Ярдыванкин связывает уход Михопарова с недовольством уровнем его вознаграждения за нелегкий руководящий труд (в 2005 году оклад директора и впрямь составлял всего 5 тысяч рублей). Чтобы повысить свое благосостояние, еще в бытность директором Иван Николаевич приватизирует молочное отделение на санкинской ферме. Там принималось и охлаждалось молоко не только с фермы, но и от населения, за что в кассу хозяйства текла арендная плата от молокосборщиков. Но ферма теперь пустая, молоко нижегородский арендатор закупает только у крестьян. Как только цехом завладел Михопаров, деньги пошли, естественно, в его карман. Приватизация, по словам Ярдыванкина, состоялась по оплошности и доверчивости Гургеняна, но, как бы то ни было, она признана законной.
С 2008 года дела в ООО пошли все хуже и хуже. Роберт Ерджаникович объясняет это якобы последствиями руководства Михопарова, «не те попались люди, работали в основном под себя». Да и со стороны районного руководства не чувствовалось ощутимой поддержки. А один из чиновников якобы даже пытался инициировать обструкцию Гургеняну на национальной почве, да никто его не поддержал.
Но и сваливать все на прежнего директора, думается, будет тоже несправедливо. Поголовье стало сокращаться в последние два года, в течение которых в исполнительном руководстве после Михопарова поменялось еще два директора. Сам Гургенян признает, что люди эти оказались случайными, абсолютно неквалифицированными. При чем же тогда Михопаров, не он же их назначал…
А у Ивана Николаевича своя версия. В его бытность более 90 процентов текущей выручки проходило только через кассу ООО, после него – процентов 15, не больше. А там, где много наличности, хозяйского расходования средств не жди.
Сейчас Михопаров судится с Гургеняном за полагающуюся Ивану Николаевичу солидную (на 6 с лишним миллионов рублей) долю в ООО. Недавно Арбитражный суд Чувашии своим определением удовлетворил иск бывшего директора и предписал наложить арест на полагающуюся ему часть имущества.

ФАЗАНЫ ДЛЯ ДУШИ

Роберт Ерджаникович везет меня на своем джипе в деревню Хорабыр, где создано еще одно ООО – «Телей». Настроение у него заметно улучшается, «здесь я отдыхаю душой», говорит.
В этой деревне инвестор создал самое настоящее ранчо. В загонах разгуливают индюки, фазаны, гуси, утки, куры, в помещениях хрюкают поросята, жуют сено бычки. Вся эта живность выращивается исключительно для внутренних потребностей хозяина, работают здесь пятеро местных жителей. Рядом вырыли хороший пруд с ключевой водой.
Словом, мечты Гургеняна пятилетней давности иметь гавань на чувашской земле, похоже, воплощаются. Фазенду он намерен и впредь расширять и улучшать. Чего не скажешь о перспективах по развитию основного производства. Сейчас Гургенян готовится оспорить определение суда относительно доли Михопарова в высших инстанциях. Но Ярдыванкин почти убежден, что Михопаров везде выиграет иск. «Если это произойдет, я уйду из «Асамата», – сказал Роберт Ерджаникович.
Сторонние инвесторы в АПК республики нет-нет да приходят. Не всегда с наилучшими помыслами. Одна московская фирма из каталога Мск два года назад скупила несколько десятков тысяч гектаров земли с обещанием выращивать на ней сельхозпродукцию. Но умудрилась за два года не засеять ни одного гектара, после чего ей указали на дверь. А вот другой инвестор из Татарстана построил суперсовременный свинокомплекс в Цивильском районе по производству беконной свинины, который успешно работает.
Р. Гургенян приходил, думается, тоже с хорошими намерениями, не как временщик и дезертировать пока не собирается. Жаль только, что «не срослось» у него с Михопаровым. А еще больше жалко, что хорошее некогда хозяйство превратилось почти в банкрота.