- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Крылатые труженики на службе здоровья человека

С неплохими успехами завершили нынешний сезон пчеловоды Чувашии. Наш корреспондент побеседовал с генеральным директором ОАО «Агентство по пчеловодству», кандидатом сельскохозяйственных наук Г. МАКСИМОВЫМ.
– Отмечая большую значимость и пользу меда для здоровья человека, скажите, Геннадий Антонович, меняется ли в последние годы отношение людей к потреблению продуктов пчеловодства?
– С пониманием огромной пользы таких природных продуктов, как мед, пыльца, маточное молочко, прополис, приходит и осознание, что дороже здоровья ничего нет. А эти продукты восстанавливают силы, продлевают жизнь, в итоге отдаляется старость, восстанавливается трудоспособность и улучшается память, нормализуется обмен веществ, улучшается кроветворение, повышаются защитные функции организма, ускоряется физическое и умственное развитие детей. Это действительно идеальный пищевой продукт, в состав которого входят более 70 видов полезных веществ. Это пища для любого возраста, ведь в ложке меда – целая аптека.
Отношение людей к продуктам пчеловодства изменилось в последние годы в положительную сторону. Так, к примеру, наше предприятие через сеть своих магазинов только в течение двух дней нынешнего Медового спаса реализовало около 2 тонн меда. Ежедневно в магазинах, что расположены по ул. Ашмарина, 18 (Южный поселок) и на рынке «Северный» г. Чебоксары, реализуется до 40–60 кг продукта. Увеличивается спрос на маточное молочко, пыльцу, сушеную пергу, сотовый мед и мед с биологически активными добавками. На престижных российских и международных выставках наше предприятие удостоено 9 золотых и 3 серебряных медалей, а также золота вымпела Гран-при. На сегодня чувашский мед находится в первой пятерке среди регионов России.
– Как бы Вы охарактеризовали падевый мед, который не меньше полезен, чем цветочный?
– Действительно, этот нетрадиционный продукт стал пользоваться достаточно высоким спросом. Это сладкая липкая жидкость, выделяемая насекомыми (тлей) в длительную засушливую погоду. Она отличается от нектара низким содержанием воды и очень высоким содержанием декстринов (доходит до 29 ед.), а также минеральных солей, в ней в 2–3 раза больше белков, в 13 раз – калия, в 8 раз – фосфора, в 3 раза – кальция. Также больше содержится марганца, железа, кобальта, магния, кремния, серы. Присутствие калия в падевом меде делает его особенно ценным, так как калий участвует в выработке мужского гормона тестостерона. У падевого меда сильно выражена противомикробная активность. Все это делает падевый мед высокоценным продуктом питания в диетических и лечебных целях, за что он за рубежом ценится гораздо выше, чем обычный цветочный.
– Насколько может быть опасен мед для здоровья человека, если пасека расположена близко к городу или к автотрассе?
– Еще не было случая, когда бы человек отравился медом, так как в анатомии пчелы имеется преджелудочный клапан, расположенный перед медовым зобиком, способный очищать мед от пыльцевых зерен и улавливать токсичные вещества, содержащиеся в нектаре, очищать будущий продукт в сотах. Поэтому содержащиеся в почве ядохимикаты затем в нектаре цветков очищаются, а токсины аккумулируются в теле пчелы. Здесь уместно отметить, что люди, которые в качестве народного средства используют «подмор пчел», то есть трупы погибших пчел, для изготовления различных спиртовых настоев, должны быть достаточно избирательны к такого вида подморам и учитывать, в каких условиях жили в свое время погибшие пчелы, насколько была чиста экология местности, где они обитали. Таким образом, механическая очистка меда в преджелудочном клапане происходит настолько, что это не приводит к плохим последствиям, однако близость города и автотрассы от пасеки не предотвращает попадания в мед солей тяжелых металлов и других соединений. Наиболее безопасное расстояние, обеспечивающее чистоту меда, – 8–10 км от пасеки, если в этом радиусе нет источников промышленных выбросов, химических производств, активных автотрасс.
– Какова ситуация в отрасли пчеловодства на сегодняшний день?
– Социально-экономические перемены, начатые в 90-х годах, не лучшим образом затронули пчеловодство в России. Утрачена структура управления отраслью, ушли хорошие научные кадры, практически свернута и отсутствует промышленная база технического обеспечения пчеловодства, а его коммерциализация, то есть высокая степень эксплуатации пчел, распространение болезней лишь усугубили общую ситуацию (это заимствованный опыт американского пчеловодства: «брать от природы и животных больше, чем они могут дать»). Как результат появляются все новые факторы, отрицательно влияющие на жизнеспособность пчел, вызывая их гибель в России по итогам зимовки до 10–16%, за рубежом – до 30-40%. К таким факторам относятся длительное пагубное действие клеща как основного переносчика многих болезней (стаж паразитирования на медоносных пчелах в нашей стране равен 45 годам); расширение площадей под возделывание трансгенных сельскохозяйственных растений, в генах которых содержатся вещества, предназначенные для защиты от насекомых-вредителей, пыльца которых крайне опасна для пчел; появление новых болезней – таких как азиатская нозема геранае и разновидность острого вирусного паралича – израильского вируса, распространение которых может стать фатальным для пчеловодства. Ученые эту ситуацию назвали коллапсом, до конца не выяснив основную причину. Выделяются десятки миллионов долларов, лишь бы выявить причину и остановить гибель пчел.
Под влиянием отрицательных внешних и внутренних причин со стороны человека и самой природы защитные свойства организма пчел ослабевают, биологическое равновесие нарушается, что приводит к гибели пчелиных семей.
В современных условиях медоносная пчела остается единственным и надежным опылителем энтомофильных растений, отдаляя человечество от надвигающейся экологической катастрофы. Нельзя не видеть ту незримую пользу от пчелоопыления в повышении урожайности, качества и сортности семян, улучшении травостоя сельскохозяйственных угодий (сенокосов и пастбищ) и видового состава растений, повышении устойчивости растений к болезням. В денежном выражении стоимость эффекта пчелоопыления в десятки раз превышает стоимость всей продукции пчеловодства вместе взятой, по нашей республике это несколько сотен миллионов рублей ежегодно.
И, конечно, в корне неверно, что за размещение (кочевку) пчелосемей на землях гослесфонда пчеловод вынужден платить деньги, хотя его пчелы способствуют опылению и улучшению древесно-кустарниковой растительности леса. В принципе он сам заслуживает поощрения, как это принято в других странах. Если десятки лет назад в обеспечении перекрестного опыления участвовали шмели, дикие пчелы, бабочки, то сейчас их роль в этой работе ничтожно мала, так как численность и видовой состав этих опылителей катастрофически убывает. В этих условиях недооценивать роль медоносных пчел для окружающей среды, сохранения растительного покрова земли недопустимо, напротив, эта отрасль, как составляющая общественного богатства, нуждается в охране и защите со стороны государства.
Беседовал В. ПЕТРОВ.
Вставка: …Медоносная пчела остается единственным и надежным опылителем энтомофильных растений, отдаляя человечество от надвигающейся экологической катастрофы.