- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Бойцы на лыжах

О НИХ ПОЧТИ НЕТ СВЕДЕНИЙ В АРХИВАХ

Один из тех, кто ковал для нас Победу, — родной дядя моей жены, политрук лыжной стрелковой роты Виктор Иванович Иванов. Дата и точное место его гибели неизвестны. Поэтому я посчитал своим долгом узнать хотя бы что-то о бойце и о лыжных батальонах в целом.
Политрук Виктор Иванов был убит зимой 1942 года в ходе общего наступления Красной Армии под Москвой при прорыве Ламского оборонительного рубежа на Гжатском направлении. Ему на то время исполнилось всего 29 лет. При каких обстоятельствах погиб офицер, неясно, но похоронку родные получили только в конце лета 1944 года.
Виктор Иванов родился 26 ноября 1912 года в деревне Нижние Кибекси Цивильского уезда Казанской губернии в крестьянской семье Ивана Прокопьевича и Александры Евграфьевны. До 1934 года, до службы в армии, Виктор работал в колхозе «Эметь» Нижнекибексинского сельского совета Цивильского района рядовым колхозником, а затем заведующим молочнотоварной фермой. Одновременно был секретарем комитета комсомола колхоза. После службы, с 1937 года, работал заведующим домом Цивильского детгородка, инспектором Цивильского райуполкомзага, секретарем Цивильского райкома ВЛКСМ. С 1939 по 1941 год был на партийной работе в Цивильском райкоме ВКП(б) Чувашской АССР: сначала заведующим военным отделом, а затем инструктором райкома ВКП(б).
Осенью 1941 года Виктор был призван Цивильским военкоматом в Красную Армию и направлен в запасной лыжный полк (предположительно, в 257-й) Московского военного округа, который дислоцировался в Горьковской области. Во время службы в лыжном полку Виктор Иванов был назначен политруком лыжной стрелковой роты.
…Ни одна более-менее серьезная операция зим 1941–1942 годов и 1942–1943 годов не обходилась без лыжников. Часто им приходилось ночевать под открытым небом, бывало, даже не хватало сил после перехода вырыть снеговую яму. В лучшем случае ночь они проводили в шалаше из веток. Было характерно отсутствие горячей пищи: действуя в глубине вражеского тыла, бойцы питались мерзлым хлебом, галетами и консервами. Отсутствовал и полноценный сон, ведь переходы и диверсионные операции проходили преимущественно ночью. Даже в 30-градусный мороз лыжники неустанно преследовали фашистов! Между собой немцы называли советскую снежную кавалерию «смертью на лыжах».
Трудно представить, каково было передвигаться на лыжах с оружием, особенно с тяжелыми пулеметами и минометами! Бойцы подбирались соответствующие: физически крепкие и морально устойчивые.
Увы, не всех погибших лыжников по окончании боев находили похоронные команды. По всей вероятности, такая судьба постигла и политрука Виктора Иванова. Трагично и то, что документы о боевых действиях лыжников практически отсутствуют в архивах. Учет погибших и раненых в этих формированиях велся плохо…

Владимир Грибовский, полковник в отставке