- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Урок права для чиновников преподала рядовая сельчанка

Нынче и один человек в поле воин, если знает законы и не дает спуску тем, кто нарушает их. Это доказала Галина Николаевна из Чебоксарского района, с блеском выиграв судебный процесс у сельскохозяйственного кооператива.
В марте прошлого года состоялось общее собрание членов СХПК «Атёл». Пенсионерка Галина Николаевна имеет в этом хозяйстве имущественный пай, является ассоциированным (неработающим) членом этого кооператива с правом голоса. Но о грядущем собрании ей не сообщили. А принимались тогда очень важные решения. В частности, были утверждены отчет об оценке имущества, годовой баланс за предыдущий год, документы о реорганизации СХПК путем преобразования в ОАО «Агрофирма «Волга».
Эти решения и оспаривала в суде Галина Николаевна, требуя признать их недействительными. Ведь мало того, что ее не упредили о собрании, но даже о принятых решениях не известили, копии этих документов, позже запрошенные, не представили. Более того, не участвовали в собрании и многие другие члены кооператива. Всего их 753, в том числе 473 ассоциированных. В наличии же был 81 член СХПК. А по закону решение общего собрания о преобразовании производственного кооператива должно быть единогласным. И при условии, что члены кооператива (в том числе и ассоциированные), не участвовавшие в нем, письменно подтвердят свое согласие на это преобразование.
Истица посчитала, что ответчик грубо нарушил ее права и других членов СХПК на участие в управлении кооперативом, а также порядок созыва и проведения общего собрания. К тому же принятые решения нарушают имущественные права истицы, о чем она заявила в суде, ведь СХПК распоряжается ее имущественным паем, не получив на то согласия. А со слов других членов кооператива, в отчете об оценке имущества явно занижена его стоимость. Выходит, и цена земельного пая истицы.
Представитель СХПК оборонялся. Мол, Галина Николаевна не является ассоциированным членом кооператива, потому как не вносила обязательный паевой взнос и не имеет права голосовать. И просил в иске отказать, считая его необоснованным. Однако документы и свидетели доказали членство Галины Николаевны. Более того, суд установил, что на момент проведения мартовского собрания земля членов кооператива вообще не числилась в его паевом фонде, по документам лишь передана хозяйству в постоянное бессрочное пользование, народ только определил местоположение своих участков для их выделения. Выяснилось, что членам кооператива всех мастей членские книжки не выдавали. И что деньгами взносы никто в кассу не вносил, имущественный пай при составлении членских списков определяли по стажу работы.
При изучении конфликтной ситуации суд выявил целый букет законодательных нарушений при проведении общего собрания. Его организаторы обязаны были в установленные законом сроки оповестить всех членов кооператива (обеих категорий) о грядущем форуме с указанием повестки дня, разослать приглашения будущим участникам собрания. Но не сделали этого. Также не провели собрание по выбору делегатов среди «ассоциированных», лишив их права голоса. На общем собрании не было представителя ревизионного союза, в котором состоит производственный кооператив. Он должен был огласить свое заключение о целесообразности преобразования СХПК и контролировать «правовой» ход собрания. Кворума, как установил суд, на том собрании тоже не было…
А что там происходило, суду поведали очевидцы. К примеру, со слов члена счетной комиссии, никто из участников собрания не голосовал с помощью бюллетеней – руки поднимали, «при этом мы даже не успевали считать, кто голосовал, а кто нет». Сначала, говорит свидетельница, еще спрашивали про количество голосов, а потом «и спрашивать, и считать перестали». А на выходе заставляли «силом» бюллетени подписывать.
Впрочем, сельчанам такой фортель не внове. Десятилетиями на колхозных собраниях наблюдали нечто подобное. Правда, сейчас времена как бы другие, растем, развиваемся, закон учимся чтить, правовой грамоте людей учим. И, наверное, неплохо. Вот и Галина Николаевна своим иском, образно выражаясь, врезала по беззаконию. И себе на пользу, и всем членам кооператива. И, думается, начальникам, которые так торопились перебраться в агрофирму «Волга», что чуть не сделали ее незаконнорожденной.