- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

О трагедии в Эльбарусово надо помнить, чтобы она никогда не повторилась

Каждый год у подножия стелы «Память. Стрижи», созданной чувашским скульптором Владимиром Нагорновым, зажигается 110 свечей в память о жертвах эльбарусовской трагедии. Фото из архива МЧС по ЧувашииСВЕЧИ НА ВЕТРУ

…Сто десять маленьких огоньков заиграли в детских ладошках. Бережно укрывая белые свечки от ветра, мальчики и девочки несли их к подножию памятника, где медная фигурка хрупкого ребенка словно взлетала над языками пламени. Свечи горели недолго, всего несколько минут. Пока люди возлагали цветы, пока лились, как слезы, воспоминания, они угасли так же, как и жизни ста десяти человек во время страшного пожара 55 лет назад.
Немало слов уже сказано об Эльбарусовской трагедии. За последние 15 лет, с тех пор как засекреченные архивные материалы стали достоянием общественности, вышли десятки передач на радио и телевидении, статей в газетах, в том числе и в «Советской Чувашии» («Огненный ад», 3.11.2011). И все же сегодня есть люди, которые впервые об этом слышат или знают, но не представляют всех масштабов трагедии. Подумать только, в деревню Эльбарусово с фронта после Великой Отечественной войны не вернулось около 140 человек. А тут в считанные минуты погибли в огне 4 учителя и 106 детей, 20 из которых – малыши от трех до шести лет. Из огненного плена смогли выбраться лишь самые быстрые, маленькие же прятались под партами от страха, не зная, куда бежать.
…Роковой пожар, напомним, начался в кабинете физики – во время ремонта мотора учитель нагревал на печи паяльник и, плеснув на сырые дрова бензин, разлил его по полу. В школе между кабинетами не было даже порогов, и огненный ручей беспрепятственно потек по коридору к соседнему помещению, в котором шел праздничный концерт.
Один из очевидцев рассказывал: он аккомпанировал на баяне и вдруг увидел растекающееся по полу пламя. Баяном он разбил окно – единственный выход, через него ринулась толпа испуганных школьников. Все остальные окна до потолка были заставлены партами. Ведь своего актового зала у школы не было, и праздники проводились в двух смежных классах, между которыми поднимали перегородку, а всю мебель расставляли вдоль стен и окон. Если бы их вынесли в коридор или хотя бы в соседний кабинет…
«Когда это случилось, я учился в 6-м классе, – поделился тяжелыми воспоминаниями Аркадий Гаврилов. – На сцене выступали первоклассники. Вдруг от пола к самому потолку поднялся черный дым, и жаркое пламя охватило зал. Все ринулись к единственному свободному окну, но оно было узкое, вот там мы и застряли, как рыба в сети. Дети еле пролезали, давили друг друга. Я и мой братишка получили сильные ожоги, но спаслись, а вот сестренка Раиса погибла, как и половина ребят из моего класса. Потом нас, пострадавших от огня, год лечили в Москве, в Институте хирургии имени А.В. Вишневского… »
А погибших похоронили в братской могиле на следующий же день после пожара, чтобы событие не получило широкой огласки. Власти старались скрыть трагедию. Директора и учителя физики отдали под суд, а осиротевших родителей оставили один на один со своим горем.
80 семей из Эльбарусово и близлежащих деревень в одночасье лишились своих кровинушек. В трех семьях сгорели по четверо ребятишек. У супругов Лесниковых погибли все дети – школьницы Аля и Галя, сыночек Коля и младшая трехлетняя дочка Люда.
«С Риммой Васильевной Лесниковой мы живем уже почти 20 лет. Она пригласила нас к себе, когда умер муж, и невмоготу стало жить одной, – рассказала ее родственница Лариса Сынкова, работающая заместителем директора Эльбарусовской школы. – У меня тогда было двое детей, и Римма Васильевна всю свою невостребованную материнскую любовь и заботу отдала им. И не было дня, чтобы она не пересматривала фотокарточки своих детей. Когда у нас в семье родился третий ребенок, впервые за много лет я видела, как она улыбалась и плакала не от горя, а от радости. Сейчас ей 88, она не выходит к памятнику, но в глазах, будто печать, невыразимая тоска…».
Даже спустя годы боль не утихла, и у школьников, перечислявших на митинге имена погибших и читавших стихи, посвященные трагедии, дрожали голоса. «С малых лет наши учащиеся знают об этом пожаре, – заметил нынешний директор Эльбарусовской школы Дмитрий Ефимов. – С тех пор как в 1962 году была построена новая школа, к нам всегда особое внимание. Ежегодно сотрудники МЧС по Чувашии не только проверяют противопожарную готовность к школе перед первым сентября, но и нередко совместно с представителями республиканского отделения Всероссийского добровольческого пожарного общества проводят уроки по безопасности, соревнования и другие профилактические мероприятия».
Действительно, по словам главного государственного инспектора по пожарному надзору Мариинско-Посадского района Александра Сапожникова, ребята знают все запасные ходы, услышав тревогу, за пару минут успевают выбраться из здания школы. Казалось бы, родители могут быть спокойны за своих чад, ведь школа оснащена современной системой пожарной сигнализации, имеются два независимых источника водоснабжения, пожарный гидрант и водоем. Но папы с мамами, по словам учителей, все равно постоянно интересуются, как в здании налажена противопожарная система, все ли исправно работает…

P.S. Во время митинга пострадавшие в том пожаре держались в сторонке, воспоминаниями с журналистами делились неохотно. «Даже думать об этом больно, – объяснил Аркадий Гаврилов. – Вы вот лучше расскажите в газете, как нам приходится ходить по кабинетам чиновников, чтобы «выбить» себе санаторно-курортное лечение. Нас, пострадавших в 1961 году в школьном пожаре, осталось человек семь, а лечиться нужно постоянно, неужели нельзя что-то сделать?». Присутствовавшие на митинге представители местной власти и депутаты пообещали решить вопрос.

ДОСЛОВНО

Полина ИВАНОВА, учитель истории, краевед, автор книги «Эльбарусово. День трагедии»:
– Книга писалась очень тяжело, каждая строчка – сквозь слезы. Родители отдавали фотокарточки своих детей для печати, будто отрывая от сердца. Помню, лежали у меня на столе снимки, с которых словно живые смотрели на меня лица улыбающихся, еще не знающих, что ждет их впереди, детей. А у меня не было сил писать. Вдруг показалось, что я слышу их беззаботный звонкий смех. Нет, сказала я себе тогда, об этом должны узнать! В 2007 году книга увидела свет.

Станислав АНТОНОВ, начальник ГУ МЧС России по Чувашской Республике, генерал-майор:
– Видя слезы на глазах женщин и суровые взгляды мужчин, понимаешь, что трагедия не забыта. Но мы и не должны забывать о ней. К сожалению, люди, пока их самих не коснется беда, склонны относиться ко всему, что связано с огнем, беспечно. Так с начала года на территории республики произошло 782 пожара, на которых погибло 80 человек. Граждане гибнут нелепо, пренебрегая элементарными правилами пожарной безопасности. Вот почему мы должны говорить об Эльбарусовской трагедии, помнить о погибших и сделать все, чтобы такой беды никогда не повторилось.