- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Новатор, тактик и стратег

В.М. Ерилин на встрече с делегацией ГДР. Фото из архива Концерна «Тракторные заводы»И ПРОСТО ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК

Таким остался в людской памяти один из основателей отечественного промышленного тракторостроения Виктор Михайлович Ерилин. 14 августа ему исполнилось бы 90 лет.
Назначение на должность главного инженера ПО «Чебоксарский завод промышленных тракторов» Виктор Ерилин получил в 1973 году. Перед ним была поставлена конкретная и архисложная задача – в течение трех лет запустить в производство первый отечественный промышленный трактор. И это в ситуации, когда на стройплощадке едва обозначились контуры производственных корпусов.
За плечами Виктора Михайловича Челябинский политехнический институт и тридцатилетний опыт работы на Челябинском тракторном заводе, куда он пришел в 1941 году безусым пареньком. Начинал с ученика токаря, дорос до мастера, начальника цеха, а дальше – до заместителя начальника корпуса мощных тракторов. В 1971 году был представлен к ордену Трудового Красного Знамени. В послужном списке инженера Ерилина были и 5 авторских свидетельств и патентов на изобретения.
Впрочем, переезд из Челябинска в Чувашию как на новое место жительства для Виктора Михайловича можно считать отчасти условным, ведь родом он из Алатыря. Краткую информацию о первом главном инженере ПО «ЧЗПТ» редакция попросила дополнить его дочь Светлану и тех, с кем он создавал легендарный Т-330.
«ОТЕЦ БЫЛ И ОСТАЕТСЯ ДЛЯ МЕНЯ ПРИМЕРОМ»
Светлана ИВАНОВА, дочь Виктора Ерилина, директор кадетской школы № 14 г. Чебоксары:
– Когда мы переехали из Челябинска в Чебоксары, мне было 12 лет. Помню, как трудно принималось это решение. Отец был уважаемым человеком на заводе и в городе, а тут все надо было начинать с чистого листа. Мама очень переживала, понимая, какая ответственность ложится на плечи ее супруга. Ведь предстояло начать выпуск принципиально новой машины. Трудности при этом неизбежны. Да и брату надо было заканчивать десятилетку. Момент ответственный. На семейном совете решили, что брат остается с бабушкой в Челябинске, а мы втроем едем в Чувашию.
Очень непросто шла стройка, отец сильно переживал, нервничал, но никогда не роптал. Иногда брал меня на завод, и я могла видеть своими глазами, как он растет и развивается. Отец практически не отдыхал в те годы, такого понятия, как отпуск, для него после получения назначения на ЧЗПТ не существовало. Его часто вызывали в ЦК КПСС или Совет Министров. И утром вылететь в Москву, а вечерним самолетом возвратиться домой было нормой в графике его работы. Мы с мамой как могли его поддерживали. Даже ужинать без него не садились, хоть и приходил он домой в основном ближе к полуночи. Отец любил делиться с нами последними новостями с предприятия. Так что все производственные термины мы с мамой знали назубок.
Сегодня тракторный гигант переживает не лучшие времена. Но уверена, что все наладится. ОАО «Промтрактор» будет развиваться дальше, поставляя стране могучие машины. Этот завод навсегда стал частью жизни нашей семьи и всех чебоксарцев. Очень жаль, что отец ушел из жизни так рано, в 51 год. Он сумел бы еще многое сделать для предприятия и Чебоксар, для всей машиностроительной отрасли.
Виктор Ерилин проводит экскурсию для летчика-космонавта Андрияна Николаева. Фото из архива Концерна «Тракторные заводы»ДВЕРИ ЕГО КАБИНЕТА БЫЛИ ВСЕГДА ОТКРЫТЫ
Валерий ХАЙДУКОВ, в 1973 году заместитель главного инженера ЧЗПТ:
– Виктор Михайлович Ерилин был талантливым и думающим инженером, руководителем, который не боялся использовать и внедрять инновационные методы на производстве. И тут мне хотелось бы вспомнить один интересный факт из истории становления предприятия. Когда Ерилин вник в ситуацию с развертыванием производства первого трактора, то предложил начать осуществление проекта не с запуска в серию Т-330, а с выпуска запасных деталей для челябинского тяжелого трактора ДЭТ-250. Тем временем Челябинский тракторный завод сумел бы «довести до ума» трактор Т-330. А когда ЧЗПТ оброс бы достаточным количеством квалифицированных кадров, развернул свое производство, то можно было бы плавно приступить к производству бульдозера Т-330. Но в ЦК партии столь смелую идею не поддержали, настояв на прежнем варианте – с ходу развернуть производство узлов и деталей новейшего трактора и поставить его на конвейер ПО «ЧЗПТ». А ведь идея Ерилина была, по сути, гениальна. Воплотись она в жизнь – тогда, думаю, можно было бы избежать многих ошибок, допущенных при развитии гигантского производства.
И вот что еще обязательно нужно сказать о первом главном инженере ЧЗПТ. Виктор Михайлович по-настоящему ценил, любил и уважал людей, был прост в общении. Рабочий день у него начинался в шесть утра, а с завода редко уходил раньше одиннадцати вечера. Ко всем обращался по имени-отчеству. Двери его кабинета всегда были открыты. Своему помощнику Василию Дмитриеву он говорил: «Ты там, Василий Васильевич, людей в приемной не томи, ко мне не просто так покурить ходят!»
ПОМЕТКИ, СДЕЛАННЫЕ КАРАНДАШОМ
Валентин ЕРШОВ, в 1974 году начальник цеха № 3 ЧЗПТ:
– Во всех решениях, принимаемых Виктором Михайловичем, прослеживалась системность. На производственных совещаниях он обязательно требовал заносить в протокол все данные им поручения. А начинались совещания с отчетов о проделанной работе. Если что-то не получалось, то детально разбирался, почему и что не срослось, что нужно для исправления ситуации.
Помню, в одно время ощущался дефицит мощностей для обработки больших штампов кабины трактора. Приходилось перебрасывать оснастку на станки, где обрабатывались задние мосты и рамы. Естественно, что детали кабин ставились на обработку в третью очередь. Виктор Михайлович спросил меня: «Валентин, отчего у нас планы срываются?» Разъясняю ситуацию: «Так, мол, и так, на чем детали обрабатывать, если оборудование загружено до предела?» Ерилин взял ситуацию на карандаш и немного погодя, в очередной приезд замминистра тракторного и сельхозмашиностроения Бориса Сивака, сумел обосновать необходимость срочной дозакупки для ЧЗПТ нового оборудования. А ведь тогда все расходы на производство на годы вперед расписывались и утверждались Госпланом. Но даже месяца не прошло, как нужные станки перебросили в Чебоксары, и проблема была снята. Авторитет Виктора Михайловича часто выручал в трудных ситуациях.
ЗАГРАНИЦА НАМ НЕ ПОМОГЛА
Михаил СКРЫННИК, в 1973 году энергетик сдаточного корпуса:
– Вспоминаю, как однажды Виктор Михайлович съездил в командировку в США. Он получил задание посмотреть, как у них на заводах токами высокой частоты осуществляют закалку ведущего колеса трактора. В Союзе еще только-только начинали осваивать такую технологию. Целых три часа широко улыбающиеся американцы водили его по производству, но участок закалки ТВЧ, «забыв» о своих обещаниях, так и не показали. А ведь прекрасно знали, что именно за этим летел через океан инженер Ерилин из столицы Чувашии. Вернувшись из Штатов, Виктор Михайлович пришел к выводу, что рассчитывать надо только на себя, а за рубежом у нас искренних друзей нет и никогда не будет. И, как показала жизнь не раз, тезис был верным.
Важной заслугой Виктора Михайловича являлось и введение высокой трудовой дисциплины на Чебоксарском заводе промышленных тракторов. Ведь на наше предприятие он пришел с военного производства. А у людей с «военки» в крови строгий порядок.
Всесоюзная ударная комсомольская стройка ЧЗПТ. Фото из архива Концерна «Тракторные заводы»ТОНУС ПОДНИМАЛИ ШУТКАМИ И АНЕКДОТАМИ
Виталий АВРУХ, главный энергетик ЧЗПТ:
– Ерилина я всегда уважал за бережное отношение к коллективу. Никогда Виктор Михайлович не нагружал подчиненных лишними директивами, поддерживал любые новаторские инициативы. Такой подход оправдывал себя на все сто: в его команде были только компетентные, инициативные специалисты, благодаря которым коллектив завода достиг впечатляющих результатов, сумев за три года создать первый Т-330. Меня он всегда напутствовал так: «Аврух, главное – обеспечь качественно и в срок работу подключаемых электрических линий. Лезть со своими советами в твою работу не буду: уверен, что и без лишних указаний сделаешь все, как надо». Такое доверие, поверьте, дорогого стоит.
Планерки главного инженера проходили четко. Если у кого имелись просчеты в работе, то ждать пощады от Ерилина не приходилось – получи и распишись. Однако перед тем, как распустить подчиненных на рабочие места, он всегда старался разрядить атмосферу, ввернув шуточку, либо просил кого-нибудь рассказать свежий анекдот. Люди с его планерок всегда уходили с деловым настроем.
ПРОЕКТАНТОВ ПРОПИСАЛ БЛИЖЕ К ЗАВОДУ
Алексей ЩЕКИН, в 1973 году главный инженер СУ-11:
– Все, кто знаком с историей ЧЗПТ, ныне ОАО «Промтрактор», знают, что проект завода создавался институтами «Гипротракторсельхозмаш» и «Саратовпромпроект». У каждого из партнеров было свое, порой взаимоисключающее видение стоящих проблем. Ерилину приходилось находить компромисс, разговор часто велся жестко. Больше всего доставалось гипротракторсельхозмашевцам, которые запроектировали производственные мощности под устаревшее оборудование. Ерилин на тот момент уже объездил немало заводов в СССР, побывал и за рубежом, видел, как на смену обычным станкам приходят автоматические линии и обрабатывающие центры. А потому требовал от проектировщиков переделывать чертежи с учетом новых веяний. Переписка отнимала много времени, тормозила дело, и в итоге Виктор Михайлович настоял на том, чтобы в Чебоксарах создали филиал института «Саратовпромпроект». Так он приблизил проектировщиков к заводу, что позволило оперативно решать возникающие на строящемся предприятии вопросы.
СТРОИЛСЯ ЗАВОД, СТРОИЛИСЬ ЧЕБОКСАРЫ
Валерий ШУТОВ, в 1974 году главный инженер инструментального производства ЧЗПТ:
– Не сочтите мои слова пафосными, но Виктор Ерилин был настоящим патриотом своей страны – не «ряженым», не карьеристом, а государственником с большой буквы. При сумасшедшей загрузке всегда оставался чутким и внимательным человеком.
К Виктору Михайловичу можно было подойти с любым вопросом. Чаще всего, конечно, к нему обращались по поводу предоставления жилья. И он выбивал квадратные метры для заводчан у строителей, как мог, хоть и не его была задача. Вместе с заместителем директора ПО «ЧЗПТ» по строительству Григорием Болотиным добивался в Москве дополнительного финансирования на возведение домов для работников, прибывающих на тракторный завод. И в том, как быстро разрастались вверх и вширь Чебоксары, была и его заслуга.
Первый Т-330, собранный в Чебоксарах. Фото из архива Концерна «Тракторные заводы»ПОМОГАЛИ И ОПЫТ, И ИНТУИЦИЯ
Борис БЕЛОВ, в 1974 году начальник КБ отдела механизации и автоматизации ЧЗПТ:
– На заводе я отвечал за испытания комплектующих деталей. У Виктора Михайловича Ерилина вопросы качества узлов и агрегатов находились на особом контроле. На моем участке бывал ежедневно. В августе 1975 года из Ельца прибыла первая партия гидроцилиндров. Виктор Михайлович решил лично принять участие в стендовых испытаниях. Минимальные параметры гидроцилиндр выдержал. Расчетные тоже. Но Ерилин дал указание дать нагрузку чуть выше расчетных, как это делают на военном производстве. И тут раздался взрыв, произошел «старт» пудовой крышки гидроцилиндра под самый потолок. Стряхиваем с головных уборов машинное масло, а Ерилин уже идет к сорванной крышке и исследует ее. Оказалось, что отлита она была с браком. А ведь гидроцилиндр предназначался первому трактору. Как Виктор Михайлович сумел предугадать неисправность, для меня остается загадкой. Все отмечали, что он обладал особой интуицией. Горжусь тем, что три года своей жизни я прошел бок о бок с этим удивительным человеком.
ЧЗПТ – МЕГАПРОЕКТ, КОТОРОМУ НЕТ РАВНЫХ И СЕГОДНЯ
Иван ДОЛГУШИН, первый начальник сдаточного корпуса и парторг ПО «ЧЗПТ»:
– Заводской порог я переступил в июне 1973 года. Из отдела кадров сразу отправили к главному инженеру. Так состоялось наше первое знакомство. Виктор Михайлович Ерилин и сам на тот момент работал на заводе лишь вторую неделю. После обстоятельной беседы он утвердил меня в должности начальника сдаточного корпуса, чем очень горжусь по сей день. Ведь Виктор Михайлович, формируя костяк технических специалистов предприятия, каждого подбирал лично, невзирая ни на какие прежние заслуги. При приеме на работу задавал такие вопросы, что через их сито случайные люди попасть в его команду не могли.
Претендента на должность главного инженера Чебоксарского тракторного завода искали по всей стране. Требовался человек с качествами лидера, способный организовать новое дело. В итоге Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР (Минтракторсельхозмаш) остановило свой выбор на Викторе Ерилине. Его кандидатуру (как и кандидатуру первого директора ПО «ЧЗПТ» Виктора Десятова) утверждали на самом верху – в Центральном Комитете КПСС: столь значимой являлась стройка в Чувашии для экономики страны. На смену импортным должны были прийти свои мощные бульдозеры и трубоукладчики. Тракторостроители-первопроходцы столкнулись с массой проблем: де-факто, в 1973 году не было даже завершенного проекта завода. Не хватало конструкторов, инженерных кадров, профессиональных токарей, фрезеровщиков. Даже «живого» трактора не существовало (Т-330, разработки Ивана Кавьярова, на тот момент еще не прошел ведомственных испытаний). Все приходилось делать на запредельных скоростях.
В самые сжатые сроки был построен сдаточный корпус ЧЗПТ. Высочайшими темпами началась подготовка сложного производства, начато изготовление первых деталей и узлов, набирал силу и коллектив. И уже 25 октября 1975 года был готов первый чебоксарский трактор Т-330. Задача была выполнена с честью.
В нашей памяти Виктор Михайлович Ерилин останется человеком, который и дал путевку в жизнь первому промышленному трактору, и открыл новую страницу в отечественном машиностроении.
Леонид МАКСИМОВ, Леонид НИКИТИН