- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Портрет одного победителя

ЕХАЛ Я ИЗ БЕРЛИНА…

Пожалуй, такого поезда в истории республики, да и всего чувашского народа, больше не было. На формирование в Берлине эшелона демобилизованных ушло несколько дней. Группами и в одиночку, кто на «студебеккерах» и «виллисах», кто пешком, добирались до него уроженцы Чувашской и Марийской автономных республик. Радости не было предела! Истосковавшиеся по родному языку, они наконец-то могли наговориться на родном чувашском или марийском.
Впрочем, были и казусы – многие бойцы подзабыли некоторые слова и не всегда могли вспомнить их на родном языке – вот такая была долгая до бесконечности война. Была и горечь потерь – бойцы в ходе общения узнавали о гибели знакомых односельчан. Не только в эти дни формирования эшелона, но и по пути домой во время остановок бежали бойцы вдоль него, выкрикивая названия своих районов и деревень: вдруг в какой-то из теплушек едут односельчане.
Эшелон с воинами-победителями прибыл на станцию Чебоксары поздней ночью 27 июля 1945 года. Весть о нем облетела весь город, и горожане задолго до прибытия эшелона заполнили вокзал и прилегающую территорию, по дороге через поле между Чебоксарами и станцией (напомним – граница города в 1945 году была в районе современной гостиницы «Чувашия») все шли и шли люди. Возник митинг. Среди выступавших на нем фронтовиков чебоксарцам запомнился сержант из Сундырского района – это был Константин Никитич Толстов из деревни Чебелькасы.

В ОДНОЙ РОТЕ С ЗЕМЛЯКАМИ

…Призвали Константина Никитича только 26 января 1943 года. Все-таки он родился в 1895 году, почти полвека прожил, не самый молодой по полю боя бегать. Значит, подошла очередь, потребовались Родине и такие, как он.
В роту связи 39-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии Брянского фронта 48-летний Константин Никитич Толстов прибыл в пятницу, 23 июля 1943 года, накануне выходных. Но какие на фронте могут быть выходные! Тем более в разгар Курской битвы. Фронт – это ежедневная тяжелая работа. Не отнекивался Константин Никитич от приказов и поручений командиров, но и голову по-глупому под пули не подставлял, старался любой приказ выполнить точно и в кратчайшие сроки. Понимал боец – от этого зависит жизнь его же товарищей, да и его самого.
На фото Константин Толстов – справа. Кто слева – выяснить не удалось.На товарищей ему везло. Но сколько потеряно их на дорогах войны! Петра Эндюкова из Ибресинского района убило недели за две до нового 1944 года под Гомелем. Или Сергей Маврин из Ядрина. Он был лишь на пять лет моложе Константина. Сергей умер от ран в середине мая 1944 года на Украине. В его же роте связи командиром другого отделения был красноармеец Яков Тарасов, чуваш из Татарской АССР. Было с кем поговорить по-чувашски. И научиться было у кого. Тот же Тарасов был назначен командиром отделения раньше Толстова и что только не выдумывал. Однажды прямо на поле боя смотал две катушки трофейного кабеля, очень пригодилось потом. И Толстов делал свою работу основательно.
Не только товарищи благодарили его за это, но и командование. Под деревней Батогово Орловской области 18–19 августа 1943 года в разгар боя из-за разрывов телефонной связи оказалось потерянным управление подразделениями полка, наступление вот-вот могло захлебнуться. И тут полк выручил красноармеец Толстов – под ожесточенным артиллерийским и минометным огнем противника он ликвидировал 17 (!) обрывов телефонной линии между батальонами и командным пунктом полка. Нужно ли говорить, какое для этого должно быть мужество и бесстрашие! Впрочем, вряд ли ему был неведом страх – была, прежде всего, высокая ответственность уже взрослого и много видевшего в своей жизни солдата. За этот бой красноармеец Толстов получил свою первую награду – приказом командира 39-го стрелкового полка подполковника Киселева он был награжден медалью «За боевые заслуги».
Впрочем, это была первая, но далеко не последняя награда рассудительного солдата.

ДВЕ МЕДАЛИ «ЗА ОТВАГУ»

Июль 1944 года, 1-й Белорусский фронт, Польша. Толстов – уже старший телефонист роты связи полка, младший сержант. В бою за деревню Страхосла Холмского уезда Люблинской губернии 23 июля под прицельным артиллерийско-минометным огнем противника младший сержант Толстов исправил пять повреждений линии связи от штаба полка в его подразделения, за что получил медаль «За отвагу».
Чем ближе к логову врага, Берлину, тем ожесточеннее бои, тем больше мужества требуется от солдата для победы над противником. Особенно тяжело приходилось в междуречье Вислы и Одера – враг словно озверел. Отделению младшего сержанта Толстова и передохнуть некогда – ночью нужно протянуть линию, а днем чинить ее, устранять обрывы.
31 января 1945 года в бою за город Швибус (Германия) Толстов не только организовывал работу отделения по обеспечению бесперебойной связи с батальонами, но и сам под сильным огнем противника исправлял на поле боя линии связи, чем способствовал успешному решению боевой задачи.
За этот бой 8 февраля 1945 года приказом № 014/н по частям 4-й стрелковой Бежицкой дивизии полковника Киселева «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» командир отделения младший сержант Толстов был награжден орденом Красной Звезды.

СПРАВКА «СЧ»
Закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии» был принят Верховным Советом СССР 23 июня 1945 года. Впоследствии она стала называться демобилизацией первой очереди. В нее попали 13 старших возрастов (1890–1904 годов рождения).
В первый поезд (он отправился из поверженного Берлина 10 июля 1945 года) попали бойцы Красной Армии, участвовавшие в штурме логова врага. Последние эшелоны первой очереди демобилизации отправились из Германии осенью победного 1945 года.
Всего демобилизация участвовавшей в разгроме гитлеровской Германии Красной Армии была организована в шесть очередей.

Работа с риском для жизни по налаживанию линий связи и для сержанта Толстова, и для его командования к концу войны стала уже будничной. Возможно, этим и объясняется то, что он так и не получил орден Отечественной войны II степени, к которому был представлен командиром полка подполковником Золотовым уже на следующий день после Дня Победы, 10 мая 1945 года, за бои в предместьях Берлина в последние дни апреля.
Обратимся к оригиналу документа – к наградному листу с представлением к ордену: «На участке Клессин – Карция Толстов со своим отделением обслуживал контрольную станцию между наблюдательным и командным пунктами полка и командным пунктом одного из батальонов, обеспечивая бесперебойную связь, несколько раз лично выходил на исправление повреждений линии под сильным мин.-арт. огнем противника, устранил 15 повреждений. При преследовании противника и выходе на новый рубеж быстро организовал контрольную станцию, чем способствовал командованию полка в выполнении поставленных задач».
Но то ли орденов не хватило, то ли действительно ежедневная работа телефонистов показалась уже будничной и не такой уж героической, но ответом отделения кадров дивизии на это представление оказалось награждение Толстова второй медалью «За отвагу».
Однако не обиделся солдат. Главное – войне конец и сам жив, да вот скорее бы домой – пахать пора!

БЫЛ РАНЕН, НО ТОВАРИЩЕЙ НЕ ПОДВЕЛ

Но еще один орден за свой ратный труд Толстов все же получил. Уже в мирное время, 15 июня 1945 года, командование полка проанализировало боевой путь своей части и пришло к выводу, что боевой подвиг Толстова годичной давности остался неотмеченным.
Дело было еще 20 марта 1944 года. При развертывании связи в ходе боя на населенный пункт противника Толстов был ранен, но не покинул своего места. «Несмотря на ранение, была наведена связь и остался дежурным на телефоне до конца боя», – читаем мы в сохранившемся в Центральном архиве Министерства обороны РФ наградном листе Толстова (фонд 33, опись 690306, единица хранения 2366). «Награждаю орденом Славы III степени», – гласит изданный на следующий день после представления к награде, 16 июня 1945 года, приказ командира дивизии полковника Николая Заиюльева.
Впрочем, была в конце войны для Константина Никитича Толстова и еще одна награда – боевые товарищи, с которыми он прошагал и прополз долгие версты войны, приняли его в члены ВКП(б). Целый год, с июня 1944 года, проверяли его коммунисты полка, целый год он воевал, будучи кандидатом в члены ВКП(б). И не подвел товарищей. Но прием в партию больше воспринимался не как награда, а как повышенная ответственность за порученное дело. И никому из его командиров и из его сослуживцев краснеть за Константина Никитича не пришлось.
И действительно, такой солдат достоин всенародной славы и памяти.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

…К весенней пахоте в своем родном колхозе Константин Никитич не успел, но к сенокосу и уборке урожая – в самый раз. Односельчане доверяли ему за его честность, трудолюбие и уважение к людям. И снова Толстов председательствовал, по словам старожилов, возглавлял он и сельсовет, и колхоз. Тяжело было, что скажешь. Но то ли фронтовое лихолетье («Треть жизни провел на войне, через три войны прошел», – сокрушался он), то ли семейные невзгоды (дочь заболела во время строительства оборонительных сооружений под Москвой и там же ушла из жизни, так могилку и не удалось разыскать), то ли необоснованные подозрения конца 30-х годов, то ли нелегкие председательские будни подорвали его здоровье – 5 ноября 1952 года отважного солдата не стало.
Вроде и не забывали своего председателя ни сельчане, ни родня, но в суете жизни как-то потерялась могилка солдата на деревенском кладбище. Да и в наши дни вспоминали о нем не при каждом удобном случае. И, увы, даже в Книге Памяти Чувашской Республики (т. 1 части второй, стр. 333) в списке вернувшихся с войны фронтовиков – уроженцев деревни Чебелькасы фамилии Толстова нет вовсе, хотя для этого и денег от сельчан никто не требовал, только назови имя… Словно и не воевал солдат, не прикрывал собой страну и родную деревню в трудный для них час…
И сколько таких солдат – защитников Отечества, о которых мы вспоминаем лишь в День Победы? Или не вспоминаем и в этот святой для каждого россиянина день?

Ведущий рубрики Евгений ШУМИЛОВ,
председатель совета Чувашского регионального отделения ООД «Поисковое движение России»
okkai@mail.ru