- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Им надеяться больше не на кого

Найда со своим новым другом. Фото Олега МАЛЬЦЕВАТОЛЬКО НА ТЕХ, КТО ПРИРУЧИЛ

В любую непогоду дверь городской ветеринарной станции, что в Чебоксарах, открыта – в самом прямом смысле слова. Если вы хоть раз в жизни привязывались к кошке, собаке или хомячку, то наверняка приезжали на улицу Константина Иванова, в старый одноэтажный дом с надеждой: «Спасут! Помогут!»
Встречает посетителей серый, словно дорогая замша, кот. Брошенный своими хозяевами, он нашел здесь приют.
– Приехала женщина на машине, высадила кота, сказала: «Нам больное животное не нужно» – и уехала, – рассказывает ветеринарный врач Екатерина Александрова. – У котика оказалась запущенная мочекаменная болезнь, мы ее вылечили. Сейчас Том постоянно обитает рядом. Надеемся, что кто-то полюбит и заберет его к себе.
О том, что лечить кота пришлось за счет своей «бюджетной» зарплаты, Екатерина и ее коллеги не распространяются. Они вообще рассказывают не столько о трудностях, сколько о хвостатых и пернатых пациентах. Кого только не приносят граждане: от дорогих избалованных болонок до диких пеликанов.
– В день приходится принимать до тридцати визитов, а летом, бывает, что и в два раза больше, – делится ветеринарный врач Сергей Сергеев. – Самое трудное в том, чтобы правильно поставить диагноз. Животное – не человек, объяснить, где болит и как долго, не может. Хозяева тоже не всегда знают, что за несчастье произошло с их любимцем. Вся надежда на диагностику, которая, как ни торопись, занимает время. Но если раньше врачам приходилось определять заболевание животного чуть ли не на глаз, то сейчас благодаря исследованиям и анализам диагнозы стали намного точнее.
Сегодня ветстанция оснащена новым оборудованием, которое позволяет делать точный анализ крови и мочи, снимать рентген, исследовать состояние костей и так далее.
– Хорошо бы еще иметь эндоскоп, чтобы проводить диагностику желудка с помощью микрокамеры, и оборудование для магнитно-резонансной томографии, одно из самых точных способов проверки патологии в мягких тканях организма, – мечтательно говорят врачи. Увы, такой чудо-техники нет даже в дорогих частных клиниках для животных в Чебоксарах.
А болеют мохнатые и пернатые так же серьезно, как люди. Их мучают не только ушибы и переломы, но и больной желудок, и онкологические заболевания.

Однажды в ветеринарную станцию буквально прибежала пожилая женщина: спасите, мол, мою кошечку! И не успел врач начать осматривать хвостатую пациентку, как пришлось тут же вызывать карету скорой помощи: хозяйке стало плохо, ее увезли с приступом. Кошку, заболевание которой оказалось не слишком тяжелым, разместили в ветстанции, в клетке, потом ее забрали родные хозяйки.

– У кошек чаще всего встречается мастопатия, а у котов мочекаменная болезнь, – поясняет Екатерина Александрова. – Породистые собаки отличаются чувствительным желудком, и, например, если постоянно давать кости, то животное будет страдать запором.
В тот день, когда мы приехали на ветстанцию, одним из первых пациентов была пожилая кошка. Она упала с восьмого этажа, сломала позвоночник, но все равно стояла на ногах. Хозяйка со слезами привезла ее на осмотр, пушистый комок на руках хрипел: пострадали в том числе легкие.
– Есть те, кто переживает из-за любого чиха своего питомца, – рассказывают врачи, – а есть те, кто неделями не обращает внимания, что тот не встает с лежанки. Потом привозят к нам, и животное гибнет буквально у тебя на руках. А иногда не знаешь, кому нужна помощь больше, животному или хозяину. Так что у нас наготове аптечка не только для зверей и птиц, но и для людей: валидол, нашатырный спирт.
В небольшой комнате для персонала, где мы общались, собеседники постоянно менялись. Привозили новых пациентов. И тем, понятное дело, нужна была срочная помощь. Сотрудники городской ветстанции, можно сказать, универсалы. Каждый способен и рентген снять, и лапу загипсовать. «Врачи общей практики», называют они себя в шутку.
Ведущему ветеринарному врачу Леониду Иванову приходилось иметь дело с самым разным «контингентом»:
– Мини-зоопарк «Ковчег» и общество защиты животных «Умка» – наши старые знакомые. Этим летом, к примеру, «умковцы» принесли дикую утку с перебитым крылом. Была серьезная инфекция, и крыло пришлось ампутировать. Выжить в природе утка уже не могла, и нам удалось пристроить ее в «Ковчег», – рассказывает Леонид Витальевич. – Но вот, к сожалению, не удалось помочь пеликану, такие птицы обитают на Чебоксарском заливе. У него было порвано горло, и хотя его выхаживали два месяца, спасти не удалось.
Вспоминают в ветклинике и о том, как из одного приехавшего в Чебоксары цирка-шапито привезли львенка на осмотр. Совсем маленького, ростом и весом с небольшую собачку. В таком возрасте, как и многие малыши, он страдал «детской неожиданностью». Или, например, игуану. Мужчина приобрел экзотическое животное, а потом обратил внимание, что его питомец не слишком веселый по характеру. Оказалось, что игуана, которую продали как молодую и здоровую, уже в пожилом возрасте. Мало того, лапы у нее были в свое время переломаны и неудачно зажили, и теперь пресмыкающееся страдало артрозом…
Среди животных, которые нашли на ветстанции свой новый дом, лайка Найда. Ее тоже в свое время привели на усыпление – здоровую, веселую, молодую псину. Она быстро надоела хозяевам, и таким немудреным способом от нее пожелали избавиться.
– Первое время Найда очень грустила. Ждала, когда ее заберут обратно, не понимала, за что ее бросили, – говорит Екатерина Александрова. – Сейчас прижилась, даже помогает. В трудных случаях она служит донором крови для других собак, спасает жизни.
Это вольно-невольно снова вернуло наш разговор к теме ответственности за тех, кого мы приручаем.
– К сожалению, не все, кто заводит себе домашнего питомца, осознают степень ответственности. Относятся к своей кошке или собаке как к какой-нибудь вещи. Не понравилась или «сломалась», то есть заболела, – выбросил. Или привез к нам, мол, усыпите, мне эта «игрушка» больше не нужна. Таким пациентам в ветклинике отказывают. Для эвтаназии нужны серьезные показания, – объясняет ветеринарный врач Александр Фомин. – В основном, если спасти уже нельзя и животное обречено на непрерывные муки. В других случаях мы стараемся убедить хозяев, что стоит побороться за жизнь питомца. Больше вашему другу надеяться не на кого, только на вас.