- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Кадастровый инженер вступил в сговор с хозяином несуществующего дома

МИФИЧЕСКИЕ СТРОЕНИЯ
Как дачу в жилой дом превратили

При проведении правовой экспертизы документов на оформление прав на индивидуальный жилой дом государственный регистратор усомнился в достоверности представленных сведений. И, как оказалось, не зря.
По документам выходило, что площадь этого дома около 18 квадратных метров. В техническом паспорте указано, что он полностью достроен и предназначен для проживания. Возникли сомнения: можно ли проживать в таком домике?
Специалисты, осуществляющие земельный надзор, изучили космоснимки, провели дистанционную проверку и пришли к выводу, что проверяемый объект – не жилой дом. Для подготовки обоснованного отказа в регистрации прав на индивидуальное жилое строение (ИЖС) государственные земельные инспекторы вместе с геодезистами выехали на место для определения точных координат земельного участка, на котором расположилось строение. И вместо добротного дома обнаружили летний дачный домик, под которым даже фундамента не было. На соседних участках оказалось еще одиннадцать похожих строений.
Речь о земельных участках, которые находятся в северо-западном районе Чебоксар, вдоль улицы Университетской (за новым корпусом ЧГУ), пояснили в Управлении Росреестра по Чувашии. К ним вплотную приблизилась многоквартирная застройка. По генплану там должно быть около 95 индивидуальных жилых домов, но фактически их там порядка 12, и лишь один или два похожи на ИЖС, остальные – садовые домики. Эти участки были в муниципальной собственности или находятся в аренде у физических лиц.
«Это уже не первый случай в нашей практике, когда вместо жилого дома на участке оказывался недострой или вовсе отсутствовало строение, – рассказала заместитель руководителя управления Татьяна Васильева. – Граждане прибегают к таким уловкам для того, чтобы получить возможность льготного выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Такое право предусмотрено законом».
И пояснила: если у арендатора на участке имеется жилой дом на праве собственности, то он может выкупить его не по рыночной цене, а по льготной. Разница существенная – одно дело купить участок за миллион рублей с аукциона, другое – всего за 150 тысяч рублей. Вот и прибегают некоторые граждане к таким хитростям, как оформление несуществующего жилого дома.
Выявить подобные нарушения очень сложно, так как во время правовой экспертизы специалист работает только с документами. Если у гражданина идет сговор с кадастровым инженером, то, как правило, документы подготовлены очень грамотно. Увидеть в них какие-то нестыковки, неточности регистратору довольно тяжело.
– Изначально всю ответственность берет на себя кадастровый инженер, который готовит заказчику «нужный» план дома, – поясняет Татьяна Васильева. – В кадастровой палате на его основании объект ставят на учет. Росреестр – последняя инстанция, которая занимается оформлением этой недвижимости и которая может воспрепятствовать нарушению закона.
Администрация при продаже по льготной цене земельного участка будет полагаться на наши документы. Соответственно, мы стараемся не допустить, чтобы проходили такие фиктивные сделки. Привлекаем для сбора доказательств наших государственных земельных инспекторов, геодезистов. Благодаря современным технологиям, спутниковым приборам подтвердить сам факт нарушения становится легко.
…Управление Росреестра отказало заявителю в регистрации прав на указанный выше «индивидуальный жилой дом». А материалы в отношении кадастрового инженера, который подготовил план на этот объект недвижимости, направлены в прокуратуру.

КСТАТИ
Мифические строения на земельных участках выявляются во многих российских регионах. К примеру, в Карелии муниципальная чиновница придумала сказку о том, что на арендованном ею участке стоит жилой дом, и зарегистрировала право собственности на него. Это позволило даме выкупить арендованный земельный участок в собственность, заплатив за него по льготной цене… 54 рубля с копейками. Между тем рыночная стоимость участка составила порядка 250 тысяч рублей.