- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Корреспондент «СЧ» принял участие в пресс-конференции Владимира Путина

Плакатиков с неожиданными надписями хватало и в этот раз: «У меня сегодня день рождения, разрешите вопрос», «Из Сибири с просьбой о любви», «В Калининграде наехали на журналистов»... Фото с сайта kremlin.ruЗАДАТЬ ВОПРОС ПРЕЗИДЕНТУ

Большие пресс-конференции Президента России Владимира Путина успели превратиться в непременный атрибут декабря – наряду с ежегодным Посланием парламенту и новогодним обращением к гражданам страны. В минувший четверг состоялась очередная, уже одиннадцатая по счету, встреча с прессой в таком формате. Она продлилась чуть больше трех часов и не стала самой продолжительной по времени, но зато собрала рекордное число участников – 1390 журналистов.
Первое время такие пресс-конференции проводились в 14-м корпусе Кремля – мрачноватом здании тридцатых годов постройки, располагавшемся сразу за Спасской башней.
Но потом его закрыли на реконструкцию, а теперь и вовсе решили снести. Поэтому уже несколько лет журналисты собираются в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной.
Прошло всего несколько дней, но сегодня трудно сказать об этом событии что-то новое – прямую трансляцию с пресс-конференции вели сразу несколько телеканалов, о ней рассказывали во всех выпусках новостей. А по поводу каждого прозвучавшего вопроса и ответа в Интернете можно найти множество откликов и суждений.
Если коротко, то тон встрече задал автор первого вопроса, обозреватель «Комсомолки» Александр Гамов. Он напомнил, что год назад, когда санкционный маховик только раскручивался, а рубль вдруг резко обвалился, Президент сказал – экономика страны приспособится к новым условиям года за два. Журналист спросил, как глава государства оценивает ситуацию в экономике сейчас.
Владимир Путин начал свой ответ с известного анекдота про белые и черные полоски – ситуация быстро меняется, то, что еще вчера казалось серьезными проблемами, по сравнению с сегодняшними реалиями видится как легкие трудности. Цены на нефть и другие традиционные товары нашего экспорта упали в два с лишним раза. ВВП сократился на 3,7 процента, инфляция с начала года составляет 12,3 процента, реальные доходы населения сократились.
Тем не менее Президент считает, что пик кризиса пройден: со второго квартала наблюдаются признаки стабилизации деловой активности, в сентябре – октябре прирост ВВП к предыдущему месяцу составил соответственно 0,3-0,1 процента, в сентябре – октябре зафиксирован небольшой, на доли процента, но все-таки рост промпроизводства. В сельском хозяйстве по итогам года рост составит не менее трех процентов, на рынке труда ситуация устойчивая – в 2008 году было хуже. Сохраняется положительное сальдо торгового баланса, внешний долг страны снизился, отток капитала сменился притоком.
Добыча нефти, угля, выработка электроэнергии увеличились. Объем перевалки грузов в российских портах за январь – сентябрь вырос на три процента, аэропорты обслужили на 2,5 процента пассажиров больше, чем год назад, а объем внутренних авиаперевозок вырос на 16 с лишним процентов. Выполняются все социальные обязательства, зафиксирован естественный прирост населения. Ожидаемая продолжительность жизни по прогнозу Росстата должна превысить 71 год.
Уже в следующем году правительство рассчитывает выйти на рост экономики в 0,7 процента, в 2017-м – на 1,9 процента, в 2018 году – на 2,4 процента. Эти прогнозы сделаны в расчете на цену нефти в 50 долларов за баррель, но готовятся сценарии на любой вариант развития событий, сказал Президент. И нельзя забывать, что резервы роста связаны не только с экспортом – необходимо заниматься импортозамещением, увеличивать производительность труда, совершенствовать механизмы управления экономикой. На этом и надо сегодня сосредоточить внимание, считает глава государства.
За такой своеобразной «вводной частью» последовал трехчасовой марафон вопросов и ответов. Тут надо сказать, что его неписаные правила выработаны уже давно. Журналистов много, а Президент один, и чтобы получить возможность задать свой вопрос, необходимо как-то привлечь его внимание. Для этого все средства хороши – яркая одежда, экстравагантный головной убор, плакатик с названием издания или остроумной надписью.
Но даже такие ухищрения помогают не всегда. В прошлом году одна девушка все три часа напрасно просидела в танковом шлеме. Нынче кто-то из журналистов пришел с большим шаманским бубном наперевес, но в зале его видно не было – видимо, охрана на входе попросила сдать колдовской инвентарь в гардероб.
Плакатиков с неожиданными надписями хватало и в этот раз: «У меня сегодня день рождения, разрешите вопрос», «Из Сибири с просьбой о любви», «В Калининграде наехали на журналистов», «Мэр постит свастику. Что делать с соцсетями» и даже «Беременным без очереди». Повезло только калининградцам – Путин спросил, кто на кого наехал в его родном городе, и пообещал разобраться.
Всего за три часа и восемь минут глава государства ответил на 45 вопросов 32 журналистов. Почти всегда можно было догадаться, кто о чем будет спрашивать: если корреспондент из так называемого кремлевского пула, то прозвучит вопрос о состоянии экономики или социальных проблемах. Если из столичного либерального издания – наверняка речь пойдет про злоупотребления чиновников. Иностранцев, конечно, интересовали перспективы отношений с их государствами. Самыми неожиданными и конкретными, пожалуй, были вопросы журналистов из регионов – про усыновление получившего ожоги мальчика в Туле и перспективы оборонки, про субсидии начинающим фермерам и проблемы с геологоразведкой, развитие авиапрома и состояние пенсионной системы.
Вот только мало кому из «региональщиков» на таких пресс-конференциях удается пробиться к микрофону. Во всяком случае, никто из чувашских журналистов за одиннадцать лет сделать это так и не смог. Может, для региональных изданий имеет смысл проводить отдельную пресс-конференцию?..