- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Строгая классика для стражей порядка

Зданию МВД по Чувашии на улице Карла Маркса больше 60 лет, но и в середине прошлого века и сейчас оно считается одним из самых красивых в Чебоксарах. Яркий образец сталинского ампира, подтверждающий золотое правило архитектуры, – прочность, польза, красота. В какой-то степени ему повезло: здание не стояло заброшенным, не переходило от ведомства к ведомству и не перестраивалось.
КРИМИНАЛЬНОЕ ЭХО ВОЙНЫ
Известный многим чебоксарцам ветеран Великой Отечественной войны Константин Шевнин проработал в системе МВД почти 35 лет. Но даже выйдя на пенсию, он часто бывает в коридорах главного здания министерства и замечает все изменения в интерьере. Константина Григорьевича перевели сюда в 1953 году, и он еще помнит, как выглядело здание в те годы: «Оно было не таким, как сейчас, попроще. Полы были деревянными, двери совершенно другими. В пролете лестницы на месте панорамы города висел моральный кодекс коммуниста. А внизу, где икона Святого Георгия, стоял бюст Ленина».
Это здание начали возводить в 1950 году по заказу недавно образованного Министерства внутренних дел. Рядом уже стояло новое здание Министерства госбезопасности. Многие сотрудники обоих ведомств до войны работали вместе в составе НКВД и на службу ходили в бывший особняк купца Ефремова. Еще в 1937 году чекисты забрали его себе и никому бы не отдали, если бы в 1946-м не пришлось менять структуру и расширять штаты.

Краевед Александр Терентьев в своей книге «Чебоксары и чебоксарцы» рассказал такую историю, связанную со зданием МВД: «Прораб Петр Михайлов любил вспоминать, как он допустил ошибку при размещении одной колонны в вестибюле и, чтобы никто из министерского руководства и сам Сергеев не заметили, не узнали об этом, вместе с охранником за ночь украдкой «передвинули» на проектное место незаконченную кирпичную колонну». Передвинули – то есть разобрали и сложили заново.

«Если до войны происходили чистки, сокращение штатов, – объясняет Вячеслав Селиванов, начальник культурного центра МВД по Чувашской Республике, – то новые послевоенные реалии, когда преступность выросла, требовали больше сотрудников для пресечения правонарушений. Основным видом преступлений были кражи: люди воровали друг у друга даже продукты питания».
Амнистия 1945 года криминогенную обстановку только ухудшила, стали появляться бандитские группировки. Оружия, большей частью трофейного, после войны у населения было много, и потасовки постоянно заканчивались то резней, то перестрелкой. Голод 1946 года спровоцировал новую, еще более мощную волну преступлений. Милиция была обескровлена: многие офицеры с фронта не вернулись, а те, кто остались в тылу, погибали от бандитских пуль. Катастрофически не хватало профессиональных сыщиков. И в органы брали демобилизованных солдат, не знакомых со спецификой милицейской работы, но зато умевших метко стрелять, быстро бегать и соблюдать дисциплину. Без табельного оружия – пистолета Макарова – в те годы на службу они не заступали.
ЕДИНСТВЕННЫЙ АВТОМОБИЛИСТ
К осени 1949 года в чувашской милиции служили уже 790 человек. Больших пустующих особняков, где можно было бы разместить не только милицию, но и другие управления МВД, в Чебоксарах не было, и министр Николай Захаров принял решение о строительстве нового здания. Возводить его пришлось хозспособом – силами самого МВД. Профессиональных строителей в Чувашии в те годы тоже не хватало, на стройках работали крестьяне, перебравшиеся в город в поисках лучшей доли. Выше трех этажей здания не проектировали – и поднимать их было технически сложно, и качество кирпича не позволяло.
Фундамент здания МВД, спереди – пожарная часть, вдали 7 школа (нынешняя горадминистрация). 1950 г.– Ездили на лошадях, машин было мало, – вспоминает полковник в отставке Константин Шевнин. После окончания Высшей партийной школы он вернулся из Горького в Чебоксары на автомобиле и произвел фурор: «В 1958 году я единственный ездил по городу на собственной легковой машине. Замминистра по кадрам меня увидел и спрашивает: «Ты машиной умеешь управлять?» Я говорю: «У меня же собственная!» Он решил, что я в технике разбираюсь, и послал меня работать в ГАИ. Это сейчас там тысяча человек, а тогда в госавтоинспекции служили всего 10 сотрудников».
Но машин не было даже в ГАИ. Константин Шевнин пересел на служебный мотоцикл. Правда, выезжать на аварии и гоняться за правонарушителями Константину Григорьевичу пришлось недолго. Его перевели сначала в отдел кадров, потом в Штаб МВД, и до самой пенсии он служил уже в главном здании министерства на улице Карла Маркса.
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Феофан Сергеев.Здание МВД соединило в себе элементы барокко, позднего классицизма и ар-деко: помпезность, роскошь и монументальность. Чебоксарам повезло, что главную улицу города, Карла Маркса, успели застроить именно в этом стиле.
Большинство зданий в центре возведены по проектам двух самых известных чебоксарских архитекторов – Ивана Ведянина и Феофана Сергеева.
«Они привнесли в архитектуру города новое веяние, – объясняет заслуженный архитектор Чувашии Радий Рахимов. – Оно, может быть, и не абсолютно новое, а просто хорошо забытое старое, но после того примитивизма, который существовал в начале 1920-х годов, это было что-то очень прогрессивное».
Феофан Сергеев уроженец Мариинско-Посадского района, окончил Московский архитектурный институт по специальности архитектор-планировщик. В Чувашии специалистов, которые могли бы нарисовать не только одно здание, а улицу и даже квартал, не было, и молодого человека тут же назначили заведующим планировочным сектором Наркомхоза республики. Спустя 14 лет он уже был главным архитектором Чебоксар.
В конце 1940-х годов заказ на разработку проекта здания МВД получили и Сергеев, и Ведянин. По чертежам второго здесь же, на улице Карла Маркса уже строилось здание Министерства госбезопасности. «В конторе «Чувашпроект» рассматривались варианты и Сергеева, и Ведянина, но принят был эскизный проект Ведянина. Однако Иван Васильевич в 1949 году умер, и работа осталась незавершенной. Что из себя этот проект представлял, сейчас неизвестно. Заказчик, Министерство внутренних дел, сразу же всю проектную документацию изъяло», – рассказывает Николай Муратов, директор Государственного центра по охране культурного наследия при Минкультуры ЧР.
ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ
Воспользовался ли Сергеев наработками Ведянина, тоже неизвестно. Людям, не имеющим отношения к искусству и архитектуре, может показаться, что проекты обоих зданий – МВД и ФСБ – чертила одна рука. Но если как следует вглядеться, становится понятно: стиль один, а вот почерки разные. «У Сергеева более пластичные решения в архитектуре, яркий праздничный декор: коринфские капители, растительный орнамент, – говорит Радий Рахимов.– У Ведянина более строгий подход: все четко, ни одной лишней линии».
Проектируя это здание, Феофан Сергеев использовал все элементы классического зодчества. За что в стране любят сталинский ампир, так это за то, что он в полной мере соответствует золотому правилу архитектуры: прочность, польза, красота. Феофан Сергеев с особой дотошностью следил за тем, как воплощаются его проекты в жизнь, и строители об этом знали.
В ноябре 1950 года приказом МВД за перевыполнение плана строительства и снижение себестоимости все работавшие на стройке, в том числе и архитектор, получили премии. И это была не единственная награда Сергеева. Еще одной премией его отметило управление архитектуры РСФСР, и здание МВД признали лучшим произведением зодчества, построенным в Чебоксарах в начале 1950-х годов.
…Сколько домов в столице Чувашии возведено по чертежам Феофана Сергеева, подсчитать не берется никто. Он проектировал не только административные здания, но и жилые. Причем даже в типовые проекты, присланные из Москвы, старался внести изменения, добавить им индивидуальности. Как говорят историки, если бы Чебоксарам хватило денег воплотить в жизнь все замыслы Сергеева – не только архитектурные, но и планировочные, центр города сейчас выглядел бы гораздо наряднее и торжественнее.
Рубрика «Чебоксарские адреса» – совместный проект ГТРК «Чувашия» и газеты «Советская Чувашия»
Это здание соответствует золотому правилу архитектуры: прочность, польза, красота.

Иван Ведянин.