- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Одна мечта хорошо, а несколько – лучше

Эльвира ЧУЕВА, доцент кафедры русского языка и литературы ЧГУ имени И.Н. Ульянова
«День рождения – грустный праздник», – поется в одной из песен. Может быть, и грустный, но все-таки праздник. Поэтому мы стараемся отмечать его весело и, самое главное, стремимся найти в этот день для именинника добрые, нежные и проникновенные слова. Помогают нам в этом незаменимый Интернет, открытки с готовыми текстами, да и сами иногда сочиняем что-нибудь.
Недавно я увидела открытку с таким поздравлением:
С днем рождения поздравляю
И хочу тебе сказать, что всего тебе желаю:
Счастья, денег, ярких встреч,
Исполнения всех мечт!
Все слова в этом тексте просты и понятны, но все же одно из них обращает на себя внимание. Догадались, какое? Конечно же, мечт. Дело в том, что в современном русском литературном языке форма родительного падежа множественного числа у существительного «мечта» отсутствует. Как же сказать правильно? Означает ли это, что мы не сможем пожелать именинникам «исполнения всех мечт»? Давайте заглянем в наши словари-помощники.
В.И. Даль указывает, что мечта – это «вообще всякая картина воображения, игра мысли; пустая, несбыточная выдумка; призрак, видение, мара».
В современном толковании мечта – это «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое, или предмет желаний, стремлений»;
в значении родительного падежа множ. числа употребляется мечтаний»
(по словарю С. Ожегова).
Между тем очень давно, а именно в старославянском языке, форма мечт существовала. Со временем она, вероятно, стала неупотребительной, но в индивидуальной речи в разное время проявлялась
и словари это доказывают.
В «Кратком словаре трудностей русского языка» под редакцией Н. Еськиной находим следующие примеры, принадлежащие различным эпохам: «Он корни помыслов, он зрит полет всех мечт и поглумляется безумству человеков…» (Г. Державин). «Теперь жалею, так как из трех мечт, трех обещаний, два уже выполнил…» (В. Некрасов).
В настоящее время употребление данной формы можно рассматривать как образец языковой игры, когда «исполнения всех мечт» желают лишь в шутливой форме.