- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

25 сентября открывается выставка о казахско-чувашских связях в изобразительном искусстве

ИСЧЕЗНУВШИЕ ХОЛСТЫ
Часть наследия художника была уничтожена в рамках борьбы с антиреализмом

25 сентября в залах Чувашского художественного музея открывается выставка о казахско-чувашских связях в изобразительном искусстве. Приступая к сбору материалов, главный хранитель музея и исследователь творчества одного из зачинателей чувашского профессионального изобразительного искусства живописца Юрия Зайцева Георгий Исаев и не подозревал, с чем ему придется столкнуться в результате. Вот что он рассказал об этом «СЧ».
Ровно 80 лет назад Юрий Зайцев был командирован с группой чувашских писателей в Казахстан на празднование 15-летия республики. Стояла задача рассказать пером и кистью о достижениях Казахстана в социалистическом строительстве.
Командировка продлилась с августа по ноябрь. Чувашский художник побывал в высокогорном коневодческом совхозе «Дегерес», в Алма-Ате прослушал оперу «Шуга», а в уйгурском театре – «Амархан». В течение октября – ноября Зайцев собрал материал о медеплавильном комбинате на Прибалхашстрое и, несмотря на нелегкие бытовые условия (гостиничный дом, обмазанный глиной, отсутствие воды), рвался побывать на всех участках грандиозного строительства на берегах живописного озера Балхаш.
В своих дневниковых записях (они опубликованы в журнале «Сунтал» за 1936 год) Юрий Зайцев скромно отмечает, что им было создано всего 115 этюдов. А среди них портреты казахских артистов, пейзажи, сюжетные полотна. Эти работы были оценены правительством Казахской республики: художник удостоился правительственной награды – значка «15 лет Казахстану».
В апреле 1936 года в Чебоксарах состоялась отчетная выставка художника о поездке в Казахстан. Был издан каталог, который является библиографической редкостью и был предоставлен КГБ Чувашскому художественному музею в 1990 году лишь после официальной просьбы. Это уникальный «документ» для исследований, в котором каждый элемент оформления отражает все перипетии ушедшей эпохи.
…Весной того же года Зайцев по договору снова на строительстве Балхашского медеплавильного комбината. В сентябре в Алма-Ате состоялась совместная выставка местных и приезжих художников по заданию выставкома «Индустрия социализма» на крупных стройках и предприятиях Казахстана. Выставка имела всесоюзный резонанс, работы чувашского художника отмечаются в «Казахстанской правде». 20 его работ приобретаются для организующейся Казахской национальной художественной галереи.
Подробную и детальную информацию интересующийся читатель может найти в каталогах Юрия Антоновича Зайцева разных лет. Казалось бы, все известно! Но исследовательская работа сотрудника музея тем интересна и увлекательна, что дает возможность приоткрыть неизвестные даже для специалистов страницы в судьбах творческого наследия.
С появлением идеи изучения казахско-чувашских связей в изобразительном искусстве возникла необходимость получения фотоизображений работ чувашского художника, хранящихся в Казахской государственной художественной галерее имени Т.Г. Шевченко. Однако в ходе переписки выяснилось, что галерея переименована в Государственный музей искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева.
Дальше – больше… Трехмесячная кропотливая переписка показала, что в данном музее сохранилось лишь девять работ Юрия Зайцева казахстанского периода – остальные в результате пересмотра экспертной комиссией были признаны «не имеющими музейно-художественного и научного значения». Более того, работы чувашского живописца наряду с творческими работами других художников вошли в число произведений, «приобретенных в 1920–1945 годах, в период, когда изобразительное искусство носило в себе влияние антиреалистических течений».
Все это было результатом проверки наличного состава произведений живописи, скульптуры и графики Отделов Советского искусства в 50-х годах прошлого века, а в Казахской государственной художественной галерее имени Т.Г. Шевченко на этот счет «была проделана большая работа». Закупленные произведения были списаны с баланса республиканского бюджета. На основании акта экспертной комиссии от 27 июня 1956 года Министерство культуры КазССР выносит следующий вердикт: «Списанные холсты разрезать и передать Художественному Алма-Атинскому училищу для использования как материал в учебном процессе. Графику и скульптуру уничтожить». Приложенные к актам списки предназначенных для уничтожения произведений показывают, что количество таковых у Ю.А. Зайцева – 14. Четырнадцать!
Выяснилось также, что часть произведений Юрия Зайцева, числящихся в КГХГ имени Т.Г. Шевченко, в свое время были переданы другим музеям Казахстана. На наше обращение о наличии «зайцевских» работ пока откликнулся только Карагандинский музей изобразительных искусств – они прислали изображения двух хранящихся у них этюдов художника. Так что полную картину сохранившихся работ Юрия Зайцева казахстанского периода к началу намеченной выставки получить не удалось. При изучении архивных материалов также выяснилось, что в 1971 году художник для организации персональной выставки в Алма-Ате подарил КГХГ имени Т.Г. Шевченко три значительных произведения на чувашскую тему, характерных для последнего периода творчества мастера: «Нарспи», «Девушка на луне», «Песни Чувашии». Несомненно, это волеизъявление художника. Но знал ли он об участи своих работ казахстанского периода – их уничтожении еще в 1956 году? Вопрос пока остается открытым.

Георгий ИСАЕВ