- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

В заповеднике «Присурский» находится уникальная колония сурка-байбака

Опасность! Прячусь во временную норку. Фото М. РАХМАТУЛЛИНА ЧАСОВЫЕ СУРКОВОЙ ГОРЫ
На заповедном участке им тесновато

Необычный подземный городок на склоне огромного котлована, бывшего некогда руслом реки Булы, известен с 1642 года. Его обитатели придерживаются незыблемого распорядка: в теплое время года ремонтируют свои старые жилища-норы и строят новые. А уже с августа, нагуляв жирок, залегают в долгую зимнюю спячку.
На Батыревском участке заповедника «Присурский» находится уникальная колония сурка-байбака. Народец это довольно крупный: средний вес взрослого «байбачка» – 10 кг, длина 65-70 см, а с хвостом – и все 80 будет. «Обратите внимание – когда он свистит, хвостик приподнимается», – с теплотой рассказывал о повадках и характере своих подопечных старший научный сотрудник заповедника, смотритель участка Миназым Рахматуллин.
Участники пресс-тура, разместившись на смотровой площадке, приникли к окулярам биноклей и подзорных труб. «Вижу, вижу – вон на ближайшем желтом холмике!», – радостно возвещает счастливчик, узревший фигурку застывшего столбиком зверька. Чуткий «столбик» тут же издает свист, значит, он сейчас часовой, выполняющий обязанности по охране всей сурчиной территории. «Когда собаки приближаются, первые враги сурков, то свист громкий, пронзительный. А о человеке или хищной птице они извещают слабым свистом, вот как сейчас. Соплеменники тут же реагируют – прячутся в запасные норы. Дежурят по очереди только самцы. О том, как у них происходит «смена караула», ничего сказать не могу. Наверное, если пометить животных, то этот секрет можно разгадать», – продолжает повествование смотритель.
иназым Рахматуллин изучает жизнь подопечныхПервое близкое знакомство с милыми зверьками случилось у него в далеком детстве. Восьмилетний малец задумал поселить у себя дома одного из обитателей «Сурковой горы» (так переводится и с чувашского, и с татарского название этого склона). Поймал небольшого и, преодолевая сопротивление мохнатого пленника, стал упаковывать его в новую, на днях купленную родителями куртку. Но силы были неравны – байбачонок, пустив в ход когти, скрылся в норе, оставив на память маленькому Миназыму разорванную в клочья обновку…
По нескольку раз в день с восхода до заката обходит Миназым Минегалиевич вверенную территорию. Летом – пешком, зимой – на лыжах. Сурки благосклонно относятся к своему покровителю, подпуская довольно близко и открывая свои тайны, частью из которых смотритель поделился с нами.
Здесь обосновалось восемь сурчиных семей, которые иногда включают потомство предыдущего года, еще не вступившее в самостоятельную жизнь. Такие детки, на лето отделившись от родителей, строят свои норы, а к зиме, если не найдут пару, возвращаются, чтобы залечь в спячку. В одиночку-то в норе замерзнешь, а тут – кругом теплые родные бока.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Александр Дмитриев, заместитель директора заповедника «Присурский» по научной работе, кандидат биологических наук, специализирующийся на изучении сурков:
– Мысль одна у нас недавно появилась. Взять одну-две семьи и поселить их на склоне, что со стороны Дома правительства. Место подходящее – склон южный, вода рядом, травы для пропитания достаточно. Огородить их, чтобы народ не сильно беспокоил, смотровую площадку построить, чтобы вписалась в стиль города. Пусть горожане и гости столицы наблюдают не только за лебедями на заливе, но и за жизнью сурков в естественных условиях.

В начале июня обычно наблюдается массовый выход на поверхность сеголеток – месячных детенышей размером с небольшую кошку. Рядом с сурками не прочь поселиться лисы, и тогда беззаботно играют вместе лисята и сурчата. Почему рыжехвостые набиваются в соседи? Видимо, потому что нравится «система безопасности», разработанная сурками: услышав свист «часового», лисье семейство тоже спешит укрыться в норе. И сурки наверняка благодарны плутовкам за их уловки. Миназым Минегалиевич был свидетелем, как лисица, петляя, уводила свору бродячих собак от сурчиной колонии, на границе которой поселилась. Часа через полтора, измотав псов, она вернулась живой и невредимой.
Но случаются между соседями и непримиримые распри. Как-то раз лиса напала на сурка. А дважды смотритель находил мертвых лисят рядом с сурчиными норами. Судя по всему, они легкомысленно полезли в гости к соседям, за что и поплатились жизнью.
Внешне мягкие (во всех смыслах) сурки обладают довольно суровым характером. Эту историю смотритель рассказал нам со слов односельчанина. Однажды тот стал свидетелем, как «часовой» прозевал собаку, и та схватила первого попавшегося сурка. Разгневанные сородичи тут же устроили самосуд – набросились на зеваку и убили его. Жестоко, но справедливо.
А еще эти травоядные очень чистоплотны. Мы прошли по их городку – повсюду идеальный порядок. Норы после спячки очищены: грязь, зимняя подстилка, окатыши («ручной работы» комки из смеси земли и травы, которые сурки лепят, чтобы использовать во множестве для герметизации главного входа во время спячки) – все это складировано в кучку (сурчину) по одну сторону от широкого лаза. По другую сторону обычно размещается «летний клозет» – сурки, наподобие кошек, закапывают отходы своей жизнедеятельности, отчего земля там как бы вспаханная, без намека на растительность.
В радиусе нескольких метров от «парадного» входа обустроено 3-6 лазов, чтобы при опасности можно было юркнуть в ближайший. Под землей все они приведут в свою нору. Обладая абсолютным нюхом, сурки не путают «квартиры», да и ходят только по своим, семейным тропам – извилистые змейки примятой травы тянутся от склона вниз, пересекая границу заповедника, отмеченную межевыми столбами. Здесь тоже несколько промежуточных нор. Знать, полным ходом идет подземное строительство «улицы Молодежной» – сурковая молодь, отделившись от родителей, обустраивается на новом месте.
В прошлом году эта колония насчитывала около 40 особей, являясь точкой расселения сурков на соседние территории. Отсюда зверьки расселяются во всех направлениях, на расстояние около 15 км. Но, замечено, возвращаются на заповедный Батыревский участок при снижении численности. Может, усвоили, что тут они под надежной защитой человека? Ведь не только главный смотритель, но и все окрестное население считает своим долгом оберегать уникальных соседей. Они в этом очень нуждаются, так как с 1990-х годов наблюдается постоянное снижение численности сурков на всей территории их обитания.
Здесь проходят практику студенты-экологи, бывают группы учащихся из окрестных школ, из Комсомольского, Батыревского районов. Уроженцы соседних деревень, приезжая с детьми, непременно заказывают экскурсии. А из Чебоксар почти никого не бывает.
Идея свежа и привлекательна с точки зрения туризма. Интересно, что думает по этому поводу чебоксарская мэрия? «Советская Чувашия» готова опубликовать ее мнение на сей счет.