- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Этот год считается за два

[nggallery id=151]

«Повезло» с погодой в день отправки последнему пополнению весеннего призыва. В Канаше весь день дождь, а новобранцы отрабатывают шаг на плацу. Командиры республиканского сборного пункта ворчат: «Дети на «Зарнице» и то лучше маршируют».
Из Чувашии призвано служить почти 3 тысячи ребят. Это последнее пополнение – около сотни новобранцев. Половина из них отправится в Казань, других ждет Чита.
Эти мальчики – еще не солдаты. У кого-то гимнастерка не застегнута на все пуговицы и видна красная майка. Другой все время сбивается с шага, хоть и считает вслух: «Раз, два, три». Лица у всех серьезные, сосредоточенные.
Самым последним марширует паренек, по росту едва дотягивающий до семиклассника. Так и хочется сказать: «Уже детей в армию забирают!» На самом деле Мише Федорову двадцать лет. Мама у него – проводница на поезде, и сам Миша попадет в железнодорожные войска, чему очень рад.
За тем, как идут учения под дождем, наблюдают из окна поварихи в столовой, посмеиваются над неумелыми пацанами. Только уборщица тетя Тамара не смеется. Этой весной она проводила в армию племянника. Тот изредка звонит, говорит, что все в порядке.
После обеда (а на обед дали борщ, кашу с мясом и сок) – короткий отдых. Ребята с вещмешками сидят по-прежнему серьезные, мало кто шумит или шутит. На одной кровати выцарапаны названия – «Красноармейское», рядом «Чурачики» и почему-то «Чикаго». Рамиль Игнатуллин из Комсомольского района раз за разом перешнуровывает свои «берцы». Объясняет почему: «берцы» новые, жесткие, их надо еще разносить, вот и приходится все время затягивать шнурки. Ему 22 года, он успел окончить престижный технический факультет в Чувашском госуниверситете и поначалу не очень хотел идти служить. Но потом подумал, что каждый опыт полезен и после армии в жизни будет легче.
Глядя на стены, расчувствовался наш фотограф Олег Мальцев:
– Тридцать лет назад меня отправляли отсюда, а я все помню, как сейчас. Вот здесь мы так же сидели!
– И мы тоже! – подхватил оператор Чувашского телевидения Саша Яковлев, на двадцать лет моложе.
Вспомнил свою военную молодость и министр юстиции республики Валерий Петров, выступавший на торжественном прощании:
– В мае 1969 года, сорок лет назад, я так же, как и вы, стоял здесь. Правда, не в такой форме, а в «гражданке», нас переодевали только в части. Мы служили два года, и только на втором году начинали готовить свой дембельский альбом. А вам служить всего год, то есть дембельский альбом можно готовить уже сразу.
Служить мальчикам всего год, а мамы, приехавшие попрощаться, держат зонты и все равно готовы расплакаться.
– Я вот привезла Алеше поесть, а он от всего отказался. Говорит, здесь хорошо кормят, – Алешина мама мнет сумку, не сводя глаз с сына. И поясняет: – Он стоит пятый в первом ряду.
– Должен служить – пусть служит, – папа Жени Ишмуратова приехал из Чебоксар. – Я в свое время отслужил на Севере, на Новой Земле. А он будет рядом с домом, в Казани.
И вот «Прощание славянки». Ребята стараются маршировать ровно, и все равно кто-то сбивается. Служить всего год, а от знакомой мелодии, как и прежде, сжимается сердце.