- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Патриотизм – это вера в себя

Фото Олега МАЛЬЦЕВА.А В ДЕЛАХ НУЖНЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

С этих позиций предлагает рассматривать состояние общества и государства наш читатель Евгений Жучков. Он знает, о чем говорит: с 1984 по 1994 год Евгений Петрович занимал пост прокурора Чувашии, а после истечения срока полномочий десять лет работал руководителем секретариата Государственного Совета, советником председателя. «Из «Советской Чувашии» я черпал все последние новости, доверяю газете и сегодня», – с этих слов он начал беседу с нашим корреспондентом.

УРОКИ ДОБРА
– Почему именно? Первое – в вашей газете не передергивают факты, второе – информация подается понятным языком. А это свидетельство высокого профессионального уровня, чего многим средствам массовой информации сегодня не хватает. Могу об этом говорить и на правах вашего коллеги. В Мордовии, где я начинал свою деятельность в качестве заместителя прокурора республики, я двадцать лет вел передачу на телевидении и радио «Быть гражданином». Активно сотрудничал с прессой и после того, как меня перевели на работу в Чувашию.
Все властные структуры должны опираться на закон и мнение людей, считает Жучков. И очень хорошо, что сегодня перед принятием важных решений организуются публичные слушания, создана Общественная палата Чувашской Республики, куда люди могут обратиться за помощью. Но не все так гладко, как хотелось бы.
– Вот сегодня мы идем навстречу большой дате, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Для ветеранов войны, каковым являюсь и я, так как родился в 1931 году, сделано многое. Но вот в отличие от участников ВОВ на прием к врачу мы можем попасть только в порядке живой очереди. У регистратуры тоже надо постоять. В прошлом году я обратился в наше Мин-здравсоцразвития и попросил исправить ситуацию. Не меня одного волнует этот вопрос. Обещание дали, но пока все осталось по-прежнему. Надеюсь, в министерстве вернутся к этой проблеме, ведь в ряде регионов это уже сделано. Сегодня, чтобы попасть на прием к врачу в госпитале, к которому приписан, мне нужно преодолеть пешком три этажа. И меня, и других пожилых людей на ступеньках легко обгоняют те, кто помоложе. Вот и приходим к «финишу» последними. Однажды у врачебного кабинета просидел четыре часа. Нас ведь, участников и ветеранов войны, тех, кто перешагнул 80- и 90-летние рубежи своей жизни, уже не так много осталось, и можно пойти навстречу, проявить доброту.
СТРАНА – ЭТО ОДНА СЕМЬЯ
– А в войну вам чем пришлось заниматься, Евгений Петрович?
– Я учился в школе, мне не было и 14 лет. Нас, школьников, разумеется, на фронт не брали. Мы были тыловиками, работали в поле после уроков: пололи грядки, заготавливали корм скоту, копали картошку, делали все, что было по силам. Ведь наши отцы и старшие братья сражались на фронте, мужиков в деревне не было – женщины да дети. У моей матери и отца было пятеро сыновей, я младший.
Старший брат Александр служил в артиллерии, освобождал Украину, погиб под Луганском в июне 1943 года. Он писал нам с фронта письма, которые я бережно храню. В них столько любви к Родине и веры в победу, что я их часто перечитываю. Место захоронения Александра мы искали долгих сорок лет и нашли благодаря усилиям украинских журналистов, в 1991 году. Могила братская, там захоронены пять воинов, все они разных национальностей, но граждане одной великой страны – СССР, солдаты армии, которая победила фашизм. А меня, уроженца Мордовии, встретили тогда на Украине как брата воина-освободителя, с почестями. Я много раз бывал на Украине и до и после этого и всегда чувствовал себя там, как дома. В голове не умещается, что сегодня земля в Луганске и Донецке вновь стонала от взрывов ракет и снарядов, как это было в 1943 году, пролились кровь и слезы. И кому-то опять придется разыскивать там могилы своих близких. Но самое ужасное, что войну развязали украинские неофашисты.
БЫВШИХ ПРОКУРОРОВ НЕ БЫВАЕТ
– Евгений Петрович, ритм жизни растет, деятельность прокуратуры тоже претерпевает изменения…
– Задач на прокуратуру возлагается все больше. Связано это и с возросшей социальной напряженностью в стране, особенно после введения санкций США и Евросоюза. В каких только проверках теперь не участвуют сотрудники прокуратуры. Вот сейчас по рынкам и магазинам стали ходить, чтобы отслеживать ценники на продуктовых прилавках. Ну установят факт необоснованного повышения цены, а дальше что? Передадут дело в следственный комитет. Напишут представление, предъявят иски… У самих возбудить уголовное дело полномочий нет.
Сложнее стало вести и судебные разбирательства. Гражданину непросто получить квалифицированную помощь в ходе следствия. Основная масса населения не имеет должной правовой грамотности, да и уследить за всеми поправками к законам и самим юристам бывает сложно. Если привлекать к ведению дела адвоката по выбору, то платить надо будет недешево. Половина нашего населения не потянет эти расходы. А государственные адвокаты в сложном деле вряд ли сумеют помочь. Сегодня хоть и говорят, что у нас переизбыток юристов, но профессионалы в дефиците.
– А как же успевали все отслеживать прокуроры в ваши, советские, времена?
– Тогда социально-экономическая обстановка была иной. Прокуратуру ведь не зря называют государевым оком. Она призвана следить за соблюдением закона, остальные функции делегировались партийным и советским органам. А сегодня все смешали в одну кучу.
– Но ведь дефицита в чиновниках у нас сегодня нет, а значит, и все вопросы должны решаться более оперативно.
– На деле все совсем наоборот – стало больше инстанций, а значит, и волокиты. Добавьте сюда непрофессионализм отдельных чиновников и высокую степень их коррумпированности. Получим отрицательный результат. Не хочу никого обидеть, добросовестных работников у нас все же больше. Но я прокурор с 40-летним общим стажем, и значит, призван видеть то, что нам мешает жить.
ТАКОЙ ПАТРИОТИЗМ НАМ НУЖЕН
– Получается, что вы видите в сегодняшней эпохе больше минусов, чем плюсов?
– Вовсе не так. Сдвиги в социально-экономическом развитии республики налицо. И с нашим главным российским злом – коррупцией – в республике боремся неплохо. Причем то, что на скамью подсудимых попадают и должностные лица, и руководители акционерных обществ, – это не минус, а наоборот, плюс, не слабость руководства республики, как многие хотят представить ситуацию, а его сила. Я присутствовал на оглашении Послания Главы Чувашии Михаила Игнатьева Госсовету республики и должен сказать, что документ вызвал у меня, да и у подавляющего большинства людей чувство оптимизма. Все стороны жизни охвачены, по всем направлениям есть четкая программа действий.
А главное, наш Глава не скрывает недостатков, он самокритичен даже там, где нет его прямой вины. Заводы-то останавливались не при Игнатьеве, а при Николае Васильевиче Федорове. Он 17 лет правил Чувашией, а Михаил Игнатьев недоработал еще и первый срок. Но повторюсь, его Послание – отличный программный документ. Нацеливает на то, чтобы сделать существенный рывок в экономике. То, что есть элементы отчетности, – это тоже хорошо. Люди должны знать о проделанной работе. Осенью у нас выборы Главы республики, и тут, конечно, страсти разгорятся. Начнут подтасовывать цифры и факты предполагаемые кандидаты…
Критиковать других всегда легче, чем сделать что-то самому. Хорошие начинания, такие как переселение граждан из аварийного жилья, строительство домов, детских садов, дорог, развитие Заволжья, необходимо продолжать. Надо развить успех и в борьбе с коррупцией. Чувашия по этому показателю в числе регионов, добившихся наилучших результатов. Чебоксары, насколько мне известно, должны скоро стать местом проведения российского семинара-совещания по коррупции.
– Что вы считаете главным условием в достижении цели?
– Патриотизм. Для этого власть и народ должны быть едины. Сила духа должна быть такой же, как в период проведения Сочинской Олимпиады и последовавшего затем референдума о возвращении Крыма в состав Российского государства. Патриотизм – это ведь что? Это вера в себя, вера в добро и справедливость, вера в успех. Такой патриотизм нам сегодня очень нужен.