- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Берем натрий, добавляем уголь…

fest-23.jpgВ очередной раз отгрохотал праздничный салют на Чебоксарской набережной. Нас уже не удивишь разноцветными шарами в темном небе, подавай различные фигуры – кольца, звезды. Как они формируются, почему одни красные, а другие – зеленые? Наверняка многим интересно заглянуть на «пиротехническую кухню».
Одни из главных составляющих высотных фейерверков – мортиры, трубы с дном, но без крышек, в которые помещают пиротехнические изделия. Фактически это орудийный ствол, изготовленный из металла или стеклопластика, обычно направленный вертикально вверх, открывали секреты мастера салютных дел с Чебоксарского производственного объединения им. В.И. Чапаева. Самые крупные мортиры для тех фейерверков, что расцвечивают небо над Чебоксарами, – 310 мм в диаметре и высотой более метра. Чем выше мортира, тем на большую высоту она направит пиротехническое изделие, то есть фейерверк. За счет «З10»-й, например, достигается высота в 400 метров, а небольшие 105-миллиметровые способны на фейерверк всего в 150 метров.
За несколько часов до начала яркого шоу специалисты, как правило, это штатные заводские испытатели, начинают проводами соединять мортиры в определенном порядке, предусмотренном программой показа. Допустим, сначала в небе должен нарисоваться голубой шар, за ним – серебристый дождь. Чтобы произошло именно так, а не наоборот, первый электрический разряд надо подать на мортиры, в которые поместят пиротехнические изделия, формирующие шар, второй – на мортиры с «дождем». Насколько кропотлив труд мастеров фейерверочных показов, свидетельствуют такие цифры. Гала-представление фестиваля фейерверков, состоявшееся 24 июня в Чебоксарах, длилось 13 мин. 45 секунд, в нем было задействовано полторы тысячи мортир. Все их опутали проводами, подсоединили к пульту управления и прикопали для устойчивости во время залпов.
Второе, без чего фейерверк немыслим, – пиротехнические изделия. Их количество, необходимое для шоу, соответствует числу мортир, в которые, как уже говорилось, помещают эти на вид вполне безопасные изделия шарообразной формы с легковоспламеняющейся начинкой. Когда все готово, пиротехники покидают территорию, откуда будут производиться залпы, руководитель бригады нажимает кнопку на пульте управления. И вечернее небо озаряется яркими красками. Свечение пламени придают те или иные вещества, входящие в пиротехнические составы. Желтый – соединения натрия, синий — меди. Серебристые ленты, или форсы, говоря профессиональным языком, получаются при сгорании порошка алюминия, а золотистые – титана. Очень длинные форсы приглушенного желтого оттенка дает обычный древесный уголь.
Правда, не все сверкающие фигуры пока по силам Чапаевскому заводу. Например, «бабочки» (шары с двумя отходящими световыми букетами, имитирующими крылья) – сплошь импортная продукция, секреты которой еще не раскрыли ни на одном российском пиротехническом предприятии. Для этой, как, впрочем, и для других сложных фигур, – треугольников, квадратов – требуется определенным образом уложить звездки (блестящие огоньки) по отношению к разрывному заряду внутри шара. Специалисты по «бабочкам» — японские пиротехники, и, конечно же, китайские, ведь именно в Китае несколько веков назад начался отсчет яркой во всех отношениях истории фейерверков.