- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Кому должна – прощаю

тренинг22ПОД ПРИКРЫТИЕМ «ТРЕНИНГОВ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА» МОГУТ РАБОТАТЬ СЕКТЫ

Никогда бы не подумала, что безобидная колонка о тренингах личностного роста может привести к такому большому количеству новых знакомых: от руководителей тренингов до тех, кто улучшил свою жизнь или, наоборот, пострадал от них. Про тех, кто стал успешнее, как-нибудь в следующий раз, а вот про пострадавших хочется рассказать: предупрежден – значит, вооружен.

МАМА НА ТРЕНИНГЕ
«Личностный рост» Игоря начался с семейного скандала. Стоило ему записаться на довольно известный в Чувашии тренинг, как он тут же поссорился с родителями. Отец громыхал на весь этаж, обвиняя сына в нерациональной трате больших денег. Мама просто плакала и просила сыночка не связываться с нехорошими людьми. То, что они плохие и ничему доброму ребенка не научат, она почуяла сердцем. Игорь, впервые оказавшись в эпицентре «семьетрясения», принял это за добрый знак: значит, работает. Коуч, а проще тренер, их предупреждала, что близкие могут негативно отнестись к переменам, которые начнут происходить с ним.
Придя на второе занятие, Игорь обнаружил в числе слушателей свою маму – Инна Ивановна решила, что своим присутствием сможет уберечь мальчика от дурного. Но довольно быстро сама поддалась общей атмосфере и участвовала в тренинге, несколько забыв о целях миссии. Теперь она удивляется, как это могло произойти? На занятии она много плакала, вспоминая свое детство и юность, все те горести, которые принесли ей родители и старшая сестра. Отец ее не пустил в поход в девятом классе, и мальчик, с которым у них начинали завязываться отношения, именно в этом походе «снюхался» с ее подружкой. А потом и женился на ней. Мама мало обращала на нее внимания, у нее в любимицах ходила старшая дочь. Все лучшее доставалось той, а Инночке приходилось донашивать обноски. В общем, жизнь могла бы сложиться лучше.
Временами Инна Ивановна, словно очнувшись, приходила в себя, возмущалась поведением тренера, которая, не стесняясь, унижала клиентов, задавала нетактичные вопросы. А после тренинга пыталась беседовать с сыном, чтобы не забывал, что всему обязан родителям, что бы тренер по этому поводу ни говорила: «Понимаете, на тренинге все время делали упор, что мы никому ничего не должны, только должны работать над собой».
Однако Игорь отдалялся все больше, после первого курса пошел на второй, затем на третий. Отец не переставал ругаться: огромные деньги сын тратил на ерунду, вместо того чтобы вложить их с пользой. Особенно расстроилась Инна Ивановна, когда узнала, что после двух таких курсов ее молодая коллега, которая была на тренинге вместе с ней, развелась с мужем, оставив ребенка без отца. А ведь была отличная семья: дружная, материально благополучная. Вместо личностного роста женщина в жуткой депрессии, вплоть до того, что готова была наглотаться таблеток.
К счастью, Игорь был покрепче характером, после четвертого курса успокоился и прекратил поддерживать связь с членами «секты», как этот тренинг называл отец. Сейчас у них в семье все наладилось, сын женился, правда, по мнению мамы, выбрал совсем не ту женщину, которая могла бы сделать его счастливым. Но куда деваться: родился ребенок, теперь его надо воспитывать. Сам Игорь думает, что он счастлив, и Инна Ивановна старается его в этом не разубеждать.
ПОД АУРОЙ БЛАГОСТИ
Когда отец Игоря называл такой тренинг сектой, в чем-то он был прав. Именно для сект характерно требование, чтобы член группы разорвал все старые отношения с близкими людьми и друзьями, иначе успеха не добиться. А если успех, который обещали, все же не приходит, значит, человек недостаточно над собой работает. При этом учение, которое проповедует коуч, считается единственно верным, и необходимо абсолютно точно соблюдать все правила и регламенты, навязываемые группой «единомышленников». Причем попасть в лапы к сектантам можно даже на расстоянии. Для этого есть телефон, скайп, Интернет.
Лариса чуть не потеряла свою дочь, когда та увлеклась учением настоятеля одной из церквей Владимирской области. Она переводила настоятелю почти половину своего заработка, прекратила общаться с родственниками, забросила учебу. Теперь все ее мысли были посвящены русской душе, русским плясам, обрядам.
Лариса до сих пор не понимает, почему девушка, мать которой чувашка, а отец еврей, должна заниматься только русскими плясами, платьями-сарафанами. Причем ладно бы это как-то выражалось в творчестве, а то ведь никакого изучения истории, костюмов, еще каких-то тонкостей не идет. Сплошь разговоры о русской духовности да требование настоятеля не носить брюк, не читать ничего в Интернете, не слушать плохих новостей, чтобы они не разрушали ауру благости.
Пока Лариса не знала, что настоятель не имеет никакого отношения к Русской православной церкви, она еще мирилась с таким положением – была уверена, что уж священник-то плохому не научит. Но узнав, что тот «самозванец», забила тревогу. Дочь ее тем временем уже собиралась под залог своей квартиры брать крупный кредит для росписи храма. И тут Лариса приложила все свои силы, чтобы этого не случилось, прекратила подкидывать дочери деньги: своих ей не хватало. Через пару месяцев девушка была вынуждена пойти на более высокооплачиваемую работу и даже восстановилась в институте. И хотя она все еще не пришла в себя окончательно, какие-то критические мысли в ее голове, к счастью, уже появились.
ГЛЯНЦЕВАЯ ДЕПРЕССИЯ
Разговариваю с психологом Мариной Катеевой, которая уверена, что «отличниками» на таких курсах становятся люди, для которых разнообразие жизненных ситуаций и необходимость делать выбор – большая проблема. Они к тому же боятся брать ответственность за принятое решение на себя. Жить по уставу – в монастыре, в армии, в секте – для них комфортнее.
Другой психолог, Татьяна Маркова, считает: первое, что делают коучи в таких группах, – это понижают участникам тренингов самооценку. А ведь часто туда идут как раз для ее повышения.
Впрочем, понизить самооценку человеку, который привык верить на слово, особенно если у него родители были властными людьми, довольно легко. Ряд чебоксарских психологов в последнее время сталкивается с клиентами, у которых развилась тяжелая депрессия после чтения книг, написанных «успешными» женщинами. Начитавшись, как быть «стервой» и удачно выйти замуж за олигарха, зарабатывать много денег и стать успешной, они плачут от неудач. Несмотря на то что действуют строго по рекомендациям «профессионалов», у них ничего из задуманного не получается. Женщины разных возрастов впадают в тяжелейшие депрессии от своей «бестолковости» и бессилия изменить жизнь к лучшему. В книгах – масса примеров, как после нескольких занятий люди ловят жар-птицу за хвост, а тут даже синица в руки не дается. Отсутствие критического мышления и вера в печатное слово разбивают остатки их самооценки в пух и прах. Опасность для таких женщин представляют даже гламурные журналы, где истории удачливых леди идут вперемежку с рекламой кофточек и туфелек, цена которых равна годовой зарплате наивных читательниц. У впечатлительных дам возникает ощущение того, что они лишние на этом празднике жизни.
В ПОИСКАХ ПРОБЛЕМ
Думаю, что, прежде чем бежать на тренинги, все-таки есть смысл задать себе вопрос, а зачем этот тренинг нужен именно мне? Что я буду делать после него, чем заниматься? Какие конкретно проблемы я хочу решить? Вопросы должны быть конкретными, потому что термин «личностный рост» стал модным понятием и чаще всего используется как бренд, под которым продаются самые разные «товары».
На самом деле личностный рост предполагает, что у человека становится больше интересов, а значит, стимулов жить, больше внутренней свободы и независимости. А вот приобретение неведомых «лидерских качеств» или повышенных коммуникативных свойств – это совсем из другой песни, больше про то, как коучу получить не просто кусок хлеба, но еще и с маслом.
…Пока писала материал, позвонили из Нижнего Новгорода с приглашением на очередной тренинг личностного роста. Обещали хорошую скидку, потому что им понравилась моя колонка про тренинги. Говорю юноше с приятным голосом, что у меня сейчас нет проблем, которые я хотела бы решить. И слышу: «Проблемы мы вам найдем, и вы будете должны с ними работать, чтобы стать успешной!..»
Я, не прощаясь, положила трубку – тут я точно ничего никому не должна.