- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Попали в уголовное дело

тракторУВОЛИВШИСЬ, ТРАКТОРОСТРОИТЕЛИ ПРИХВАТИЛИ ДЛЯ КОНКУРЕНТА ЧЕРТЕЖИ?

Года три тому назад в Челябинске и Чебоксарах было объявлено о многообещающем проекте по созданию уникального трактора нового поколения. Но оказалась история не просто интригующей и непродуктивной, а даже с преступным оттенком, переросшей в уголовное дело, о чем «Советская Чувашия» писала еще 20 декабря 2012 года. И вот на днях вынесенный в минувшем июле Калининским районным судом г. Чебоксары обвинительный приговор по делу об использовании коммерческой тайны вступил в силу.

новиков22ДРУЗЬЯ ИЛИ СОУЧАСТНИКИ?
Осенью 2011 года в Чебоксарах из Головного специализированного конструкторского бюро «Промтрактора» почти хором уволились полтора десятка специалистов. Среди них значились опытные, с хорошим базовым образованием специалисты и руководители подразделений ГСКБ Владимир Яковлев, Елена Акинфеева, Анатолий Зорин, Сергей Ефремов… Будто бы даже не сговорившись, они тут же, не отдохнув недельку-другую, начали работать в только что созданном ООО «КБ-21», не имеющем никакого отношения к концерну «Тракторные заводы». Главным конструктором в «КБ-21» значился вышедший на пенсию бывший генеральный конструктор ГСКБ Виктор Новиков. Не откладывая интригу в долгий ящик, он съездил в Челябинск, на «ЧТЗ-Уралтрак», который к тому времени возглавил бывший генеральный директор чебоксарского «Промтрактора» Семен Млодик. По странному стечению обстоятельств его заместителем в Челябинске с октября 2011 года оказался Николай Громов – бывший заместитель Млодика на «Промтракторе», отвечавший за инновационные продукты и НИОКР.
Виктора Новикова, судя по всему, сильно вдохновила поездка в Челябинск то ли к друзьям, то ли к Млодику и Громову. Вот как процитировала одна из газет его слова: «Группа конструкторов под моим руководством выполняет работы по проектированию дорожной и строительной техники… Наш первый заказ – трактор нового поколения для Челябинского тракторного завода». Газета многозначительно уточняет, что разрабатывается он «для единственного российского конкурента чебоксарского завода – ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и что «новая машина будет превосходить как отечественные, так и некоторые зарубежные аналоги».
И бывший глава чебоксарских тракторостроителей Семен Млодик не скрывал от прессы грандиозные планы Челябинского завода. «Идеология ЧТЗ… будет построена на новых проектах по выпуску машин, которые мы реализуем в течение трех лет, – бодро намечал он сроки. – Завод подошел к той черте, когда надо полностью модернизировать технологию производства… Начинается волна новой индустриализации… ЧТЗ сможет войти в новое десятилетие, перешагнув промежуточные этапы», – явно не без пафоса со ссылкой на слова Семена Млодика написал один из журналов.
В перешагивании промежуточных этапов Семен Млодик, похоже, отнюдь не последнее место отводил «бульдозерно-рыхлительному агрегату на базе трактора тягового класса 10», создаваемому чебоксарскими конструкторами. Не исключено, что вдохновились также и Владимир Яковлев, и его коллеги-конструкторы – ведь у них уже могли быть варианты многих технических решений, которые разрабатывались для перспективных машин в концерне «Тракторные заводы». И почему бы, возможно, полагали они, не опереться на уже готовые чертежи, таблицы и прочее при выполнении челябинского заказа? Все смешалось в доме, то бишь в отрасли тракторостроителей – конкуренты становились партнерами, партнеры – конкурентами, недруги – друзьями и наоборот.

Громов22ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ, СУДЕБНЫМ?

Разумеется, руководители подразделений и специалисты ГСКБ знали многое о новых разработках для заводов концерна. Тем более по своим направлениям – кто-то о ходовой части, другой о навесном оборудовании, третий о системах управления и так далее – информацией владели досконально. Создается впечатление, что рождавшиеся в ГСКБ чертежи узлов, деталей, систем некоторые считали скорее интеллектуальной собственностью не предприятия, а своей, личной. Может, кто-то, используя при выполнении заказа челябинцев разработанные в ГСКБ новые технические проекты, решил просто подзаработать? Не исключен такой вариант.
Но улучшить благосостояние помешало уголовное дело о незаконном использовании коммерческой тайны. А ведь подобные дела по фактам использования чужой интеллектуальной собственности, коммерческой тайны без согласия владельца пока еще очень редки в судебной практике в России. И следователи, и суд тщательно в этой непростой истории разобрались.
Виктора Новикова в концерне «Тракторные заводы» по должности допускали к документам с любым грифом. Такое же «до всего доступное» положение имел Николай Громов. До переезда в Челябинск, откуда его уже через год тоже уволили, он занимал кресло руководителя ООО «МИКОНТ» – специализированной инжиниринговой компании концерна, созданной для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, конструкторского сопровождения серийного производства, разработки проектов «под ключ».
Только что перешедшие в «КБ-21» конструкторы прежде участвовали, в частности, в разработках новых образцов техники, в том числе нового трактора Т-11 с гидростатической трансмиссией и поворотным отвалом, в котором используются технические решения, соответствующие лучшим зарубежным образцам. К наиболее значимым сведениям, являющимся научно-техническим заделом, относились также сведения об алгоритме управления трансмиссией трактора Т-6С315 и еще многое-многое другое, изложенное в многотомном уголовном деле.
Между тем значительная часть этих решений и наработок «Тракторных заводов» была отнесена к сведениям, составляющим коммерческую тайну. И об их неразглашении в течение трех лет после увольнения с предприятия дают подписку практически все конструкторы.
На чебоксарском заводе, конечно, понимали, что просто так за три года полностью модернизировать имеющее многомиллиардные долги челябинское предприятие, с чистого листа разработать и начать массовую реализацию уникальных тракторов, увы, невозможно – слишком велики масштабы необходимых преобразований, а средств, времени и кадрового потенциала не хватает. Так на чем основана уверенность руководства «КБ-21» в успехе проекта по созданию трактора нового поколения? Нет ли подвоха в задаче столь быстро создать уникальную технику?

яковлев22С НАДЕЖДОЙ НА НОВОИСПЕЧЕННОЕ КБ?

Сомнения оказались небезосновательными. Когда в чебоксарский офис «КБ-21», где, как вытекает из показаний Виктора Новикова следствию, «ведется в соответствии с заказом ООО «ЧТЗ-Уралтрак» разработка КД бульдозерно-рыхлительного агрегата на базе трактора тягового класса 10», для осмотра пришли следователи с понятыми, конструкторы чем-то напоминали персонажей картины «Не ждали». Обнаружилось, что многие инструкции, чертежи, схемы и прочее, находящиеся в «КБ-21», помечены штампами, грифами структур концерна «Тракторные заводы» или их партнеров.
Как зафиксировано в документах следствия и приговоре Калининского районного суда г. Чебоксары, «в кабинете Новикова В.Г. были обнаружены должностные инструкции, положения, различные чертежи с реквизитами ОАО «Промтрактор». При осмотре рабочего стола Яковлева В.П.… была обнаружена папка с документами с наличием на них штампов «ГСКБ», «Промтрактор», «НАТИ»… В компьютерах, стоящих на столах Яковлева В.П. и Ефремова С.П., также были обнаружены текстовые и графические файлы, содержащие техническую информацию по тракторам с реквизитами указанных выше фирм… На некоторых чертежах со штампами «ГСКБ» и «НАТИ» имелись оттиски синей мастичной треугольной печати «ЭКЗ. № 01».
Все обнаруженное в «КБ-21», имеющее отношение к концерну «Тракторные заводы», перечислять не будем – из судебного дела видно, что количество документов, изъятых в ходе осмотра, находилось на 193 листах. Говорят, только зачитывание на суде их названий заняло не одно заседание. Неужели с «Промтрактора» были вынесены портфели с технической, технологической и прочей информацией, составляющей коммерческую тайну, являющейся, по выводам экспертов, даже ноу-хау?

БУЛЬДОЗЕРОМ – ПО РЕПУТАЦИИ КОНСТРУКТОРОВ?

Тщательно, долго исследовали это дело специалисты Следственного управления МВД по Чувашской Республике, в более чем 200-страничном обвинительном заключении изложили все тонкости, выражаясь языком права, «незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она стала известна по работе».
Слушания в Калининском районном суде г. Чебоксары длились еще дольше – почти два года. Как следует из приговора суда, начальник бюро Владимир Яковлев «в нарушение требований Федерального закона «О коммерческой тайне»… незаконно использовал на новом рабочем месте в ООО «КБ-21» сведения на бумажных носителях, а также в электронном виде, составляющие коммерческую тайну ОАО «Промтрактор» без согласия указанного акционерного общества, ставшие ему известными и взятые по месту прежней работы в ООО «ГСКБ». И в соответствии с законом вынесен приговор о совершении уголовного преступления.
Думается, эта история весьма поучительная не только с правовой точки зрения. Если размышлять с позиций нравственности, то ведь по-народному подобные поступки трудно назвать иначе, как воровство. Значит, на «Промтракторе» действительно были и есть передовые разработки, коли их намеревались применить в создании лучшего в России трактора? Конкуренция – это хорошо. Но только если она не «вороватая», а честная.
Горько от того, что неконструктивным, точнее, преступным маневром по разработке бульдозерно-рыхлительного агрегата, образно говоря, прошлись бульдозером по репутации и даже судьбе некоторых конструкторов. Интересно, считают ли Владимир Яковлев и некоторые другие, что непростительно подставили многих людей, опорочили опытных, грамотных, в чем-то даже уникальных конструкторов, когда-то работавших под их началом на Чебоксарском тракторном заводе?
Например, Владимир Яковлев получил хорошее образование в Казани. Работал в ГСКБ начальником отдела и не мог не знать о том, что такое интеллектуальная собственность, коммерческая тайна, ноу-хау, и как с ними обращаются.

Млодик22СРОК ДАВНОСТИ ИСТЕКАЕТ, СРОК НАСТУПАЕТ?

14 августа 2014 года общероссийская газета The Moscow Post опубликовала статью, в которой речь идет об одном из героев публикации. «Дело дошло до того, – пишет, в частности, издание, – что в 2013 году Семен Млодик был задержан в Москве в аэропорту Шереметьево при попытке вылететь в Киев. Млодика обвиняли в том, что он, будучи председателем совета директоров ЗАО «Промтрактор-Вагон» (входит в концерн «Тракторные заводы», КТЗ), похитил около 273 млн. рублей».
В июле 2013 года Калининский районный суд Чебоксар прекратил одно из преследований по ст. 174 Уголовного кодекса Российской Федерации (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем) в отношении экс-директора ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Семена Млодика за предполагаемое отмывание более 110 млн. рублей в связи с истечением срока уголовного преследования. Что это значит? Как поясняют юристы, «прекращение уголовного преследования по нереабилитирующему основанию хоть и предполагает освобождение лица от уголовной ответственности и наказания, но расценивается правоприменительной практикой как основанная на материалах расследования констатация того, что лицо совершило преступление и фактически признало себя виновным».
Между тем «ЧТЗ-Уралтрак» погряз во множестве трудноразрешимых проблем. На днях ряд СМИ сообщили, что предприятие переходит на двухдневную рабочую неделю, около 6,5 тысячи человек попадает под вынужденное увольнение. Эксперты связывают это и с последствиями правления Млодика.
Сейчас Семен Млодик, говорят, начальствует где-то в Красноярском крае. Делает он это между встречами в Чувашии с юристами и судебными заседаниями по другим, предположительно, делам в период работы в Чебоксарах.

Савва ТРАКОВ

1 Comment (Open | Close)

1 Comment To "Попали в уголовное дело"

#1 Comment By Керил On 28 апреля 2016 г. @ 15:11

Я ХОЧУ 1000000000000 ДОЛЛАРЫ