- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Кризис в переводе на английский

v-shotlandii.jpgПерефразируя классика, можно сказать, что в кризис каждая страна несчастлива по-своему. Но и кое-что общее найти можно. Особенно, если посмотреть на проблемы другой страны глазами нашего человека. В Великобритании таким человеком для «СЧ» стала чебоксарка Ирина Николаева. Шесть лет назад она вышла замуж за англичанина Алекса Баррета и отправилась на ПМЖ в края Шекспира, «Биттлз» и леди Маргарет Тэтчер.

ПЕНСИЯ ДЛЯ БАНКИРА

По словам Ирины, официально власти страны признали кризис чуть более полугода назад. Но экономические неприятности у англичан начались гораздо раньше. В первую очередь – в строительном бизнесе. Картина удивительно знакомая – застройщики взвинтили цены так, что народ просто перестал покупать жилье. На крупных строительных фирмах начались задержки зарплаты, массовые увольнения. Следующими в кризисном ряду оказались торговцы недвижимостью, предприятия автопрома, страховые компании и банки. В последних процедуры банкротств нередко сопровождались серией скандалов – разгневанные вкладчики били стекла и даже поджигали машины банкиров.
Самый большой скандал был связан с бывшим управляющим Королевского Банка Шотландии Фредом Гудвином, под руководством которого банк потерял более 20 миллиардов фунтов стерлингов. Сей факт не помешал сиру Гудвину назначить самому себе пенсию в размере 750 тысяч фунтов стерлингов в год. По нашим деньгам (фунт равен примерно 50 рублям) доход банкира составлял бы более 37 миллионов рублей. Нелицеприятный факт получил широкую огласку в прессе. Однако даже после этого отказываться от пенсиона экс-управляющий не стал. Но щедрая забота о себе, любимом, Фреду Гудвину все-таки аукнулась – отставному банкиру отказали в приеме в элитный гольф-клуб, в котором числятся и члены королевской семьи. Причину отказа объяснили так: девиз клуба – «честность, порядочность и благородство», а сир Гудвин этим качествам никак не соответствует.

БЕЗРАБОТНЫЕ ПРОТИВ ГРАФФИТИ

Этой весной число безработных в Британии перевалило за рекордную отметку в 2 миллиона, каждый месяц на биржах труда прибывает порядка 130 тысяч новых клиентов. По местным правилам уволенный по сокращению работник три месяца получает пособие в размере прежнего заработка. Не нашел за это время новую работу – вперед, на биржу труда. Стандартный размер пособия по безработице составляет 56 фунтов стерлингов в неделю, дают его сроком на полтора – два года. Однако если муж (жена) безработного трудятся полную рабочую неделю, пособие могут и не назначить.
Одновременно безработных направляют в тренинговые центры, где учат, как составить резюме, провести беседу с потенциальным работодателем, обучают новым навыкам, приезжим помогают освоить английский язык. Кроме того, в стране планируют внедрить хорошо известную россиянам программу общественных работ – нетрудоустроенные граждане будут убирать мусор в парках и на улицах и отмывать фасады муниципальных зданий от граффити.
Впрочем, местные безработные живы не одним пособием. Для малоимущих и потерявших работу людей в Великобритании существуют бенефиты – социальные пособия на детей, скидки по налогам, есть также социальные дома, где квартплата намного дешевле. Зная систему льгот, можно жить, не так уж и бедствуя. По соседству с нами, рассказывает Ирина, построен социальный дом, и некоторые его жильцы умудряются каждый год менять машины.
Сама Ирина тоже числится в безработных. «Трудоустроиться сейчас гораздо трудней, чем год назад, – говорит она. – На одну вакансию менеджера могут претендовать 40-50 и более человек, причем преимущество отдается тем, кто недавно потерял работу». Так что пока семью кормит Алекс. Он – владелец маленькой фирмы, в прошлом году чистый его доход составил 16,8 тысяч стерлингов. Если вычесть налоги, кредиты, платежи за коммуналку, Интернет и телефон, говорит Ирина, на остальные расходы остается чуть более 3 тысяч в год.

ЛЕДИ В ОГОРОДЕ

Кризис приучил англичан считать каждый фунт и пенс. По словам Ирины, большим спросом в этом году пользуются земельные участки, которые власти сдают людям в аренду за символическую плату. Раньше наделы арендовали в основном для загородных пикников. Сейчас многие берут участки под огородные нужды, чтобы выращивать овощи и картофель. Заказы на ремонт дома или гаража практичные англичане предпочитают делать маленьким строительным фирмам – там, поторговавшись, можно снизить расценки на треть.
Экономия идет и в покупках, и в коммунальных платежах. Недельный набор продуктов на семью из двух человек, говорит Ирина, сейчас обходится примерно в 30-35 фунтов стерлингов. Но если приобретать продукты не в супермаркетах, а на базах оптовой торговли, а свежее мясо заменить замороженным, можно сэкономить 10 и более фунтов. Соседи Ирины массово устанавливают счетчики на воду, сберегая порядка 100 фунтов стерлингов в год. А вот проводить в новый дом газ люди не спешат – невыгодно. Для небольшой семьи, по словам Ирины, экономичней отапливать дом углем (87 фунтов в год), а еду готовить на газе в контейнерах – 19-литровая емкость, которой хватает больше, чем на год, стоит 45-47 фунтов. Тогда как за централизованное газоснабжение в среднем надо платить 40 фунтов ежемесячно, а прокладка к дому газовой трубы обойдется как минимум в 10 тысяч фунтов.
В кризис многим англичанам пришлось забыть и о голливудских улыбках. Как пишет газета «Таймс», за последний год число пациентов, удаливших зубы, выросло почти на треть. Несмотря на то, что эта процедура обойдется примерно в 45 фунтов стерлингов, она намного дешевле лечения и пломбирования.
Впрочем, имеются в кризисе и плюсы. Во-первых, заметно подешевело жилье. Во-вторых, снизились выплаты по кредитам. Последнее преимущество семья Барретов ощутила на себе. Два года назад они купили дом с большим земельным участком в деревеньке Фелбриг в 220 километрах от Лондона. Обошлось приобретение в 149 тысяч фунтов, 120 тысяч из них семья взяла в кредит. В этом году выплачивать по кредиту надо было 825 фунтов в месяц. Но государственный банк снизил проценты по кредитным ставкам для коммерческих банков, соответственно банк, в котором Барреты брали ипотеку, скорректировал свои ставки. В результате, говорит Ирина, наши выплаты стали меньше примерно на 200 фунтов.