- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

О ЕГЭ в прямом эфире

ЗА КАДРОМ ПОРОЙ ОСТАЕТСЯ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

егэМало кому из простых смертных не хочется покрасоваться «в телевизоре» – такова уж человеческая природа. А вот для многих чиновников выступление в телепередаче на актуальные для общества темы, по сути, часть их повседневной работы. И тем не менее они волнуются почти как в первый раз, даже если не единожды уже побывали в эфире. Для того чтобы «разогреть», разговорить гостей, а самому журналисту – конкретнее обозначить болевые точки и сориентироваться в позициях приглашенных, в здании ГТРК «Чувашия» существует специальная гостевая комната.
…Сегодня в центре внимания – недавно сданные Государственные единые экзамены. Гости очень серь-езные люди: заместитель министра образования и молодежной политики Чувашии Сергей Кудряшов, ректор ЧГУ имени И.Н. Ульянова Андрей Александров, первый проректор Чувашского педуниверситета имени И.Я. Яковлева по учебной работе Валерий Алексеев, директор Чебоксарского электромеханического колледжа Алексей Судленков, председатель предметной комиссии по русскому языку Мария Петрова, директор чебоксарской школы № 10 Светлана Кумалькова и мать одиннадцатиклассника Анна Филиппова.
– В этом году единый госэкзамен проходил под девизом «Даешь честный ЕГЭ!» Удалась ли задумка? – поинтересовалась у экспертов ведущая ток-шоу Валентина Поливцева.
– Думаю, да, – ответила Светлана Кумалькова. Ее мнению трудно не доверять, в 10-й школе ЕГЭ проходит с 2000 года, так что все эксперименты коллектив испытал на себе. – По сравнению с предыдущими годами, конечно, все стало жестче. В нашей школе видеокамеры были и в прошлом году, дополнительно поставили новые. В 19 из 20 аудиторий трансляция шла офлайн, а в одной – прямая в Москву. Впервые применили металлоискатели (впрочем, как и во всех остальных пунктах сдачи ЕГЭ). Было больше общественных наблюдателей – федеральные из Казани на каждом экзамене, представители Рособрнадзора из Москвы, из Минобразования республики. Возможности пользоваться шпаргалками дети были практически лишены.
Меня другое удивляет – то, что в качестве дополнительного предмета многие выбрали историю и обществознание. Дети почему-то считают, что это самые легкие предметы, что можно что угодно наплести, и все «прокатит». Хотя для того, чтобы сдать эти предметы, надо владеть историческими фактами, хорошо знать даты, персоналии, дополнительно читать, знать, что в мире сейчас происходит, уметь рассуждать и анализировать, логически мыслить…
Описав, в общем-то, достаточно неприглядную картину итогов ЕГЭ в этом году («проходной» балл все ниже, а двоечников все больше), Валентина Поливцева вызвала резкое отрицание со стороны Марии Петровой:
– По русскому языку результаты стабильно высокие. На мой взгляд, это следствие предсказуемости самого экзамена. В течение многих лет задания менялись незначительно – возможно, смещались акценты с одних норм на другие, но состав в виде трехчастной формы – части А, В и С (сочинение) – оставался неизменным. Именно эта стабильность, устойчивость экзамена приводит к тому, что и дети, и учителя уже хорошо с ним знакомы и работают поэтому эффективно.
Отчего же на экзаменах по другим предметам выпускники проявили себя не столь блестяще?
– Тесты действительно усложняются, – считает Сергей Кудряшов. – И для того, чтобы исключить скоропалительную подготовку, впредь все изменения должны вноситься до 1 октября. Это сейчас обсуждается в Госдуме. Чтобы педагоги, выпускники и родители знали о них загодя.
Выдержки, которые мы приводим, – лишь мизерная часть передачи «Выпускники-2014», которая вышла в эфир 1 июля в рамках проекта «В центре внимания». Разговор о будущем наших детей, а значит, и о нашем с вами будущем, по определению не может быть скучным. Его участники говорили о том, что уровень подготовки ребенка надо оценивать по его достижениям с начальных классов, а не по «натаске» в 11-м. Что о результатах экзамена необходимо информировать оперативнее, ибо ожидание крайне нервирует. Что на ЕГЭ надо повышать удельный вес заданий, требующих творчества от ребенка. И в этом, в принципе, все были согласны. Единственное, что так и не примирило идейных противников, – сам факт существования ЕГЭ. Здесь собеседники, образно говоря, были готовы идти врукопашную…
– Вообще самые жаркие дискуссии, к сожалению, чаще всего разворачиваются после эфира, – посетовала Валентина Поливцева. – И далеко не всегда потому, что люди стесняются или боятся высказаться (хотя и такое бывает). Просто в процессе разговора, слово за слово, рождаются новые идеи, возражения, споры. А время эфира-то уже закончилось. Когда уж очень интересный диспут получается прямо во время записи, делаю две «серии» одной передачи – слава богу, руководство в таких случаях идет навстречу. Сегодня же пришлось опустить тему обучения наших выпускников на бюджетной основе за рубежом – не хотелось прерывать собеседников. Что ж, ради хорошего эфира приходится идти на жертвы…