Не беда, что 100 лет за плечами

OLYMPUS DIGITAL CAMERAВ преддверии Дня Победы память все чаще возвращает Веру Васильевну Ястребову, одну из старейших жительниц села Яльчики, в тяжелые военные годы. В силу возраста – 100 лет отметила в марте – долгожительница все досконально не помнит, но о ярких запомнившихся страницах жизни рассказывает в мельчайших деталях.
«…В лютые морозы пришлось рыть окопы близ Алатыря. Промерзлый грунт трудно поддавался, долбили ломами, топорами. Одежонка плохая, на ногах лапти. И еда скудная. Так холодные, голодные работали по 12 часов, до самого темна… Когда возвращались, бежали, чтоб согреться. Сил нет, а все равно пытаемся бежать… Молодые были.
Однажды так приплелись до барака, где жили, глядь – одной девушки нет. Надюш такая слабенькая болезненная была. А бригадир давай голосить: засудят теперь меня, под трибунал отдадут! И погнал нас, голодных и холодных, обратно, искать нашу товарку. Темно, не видно, кричим «Надюш! Надюш!». Обратно до окопов дошли, так и не нашли. А утром сама объявилась. Оказывается, выбилась Надюш из сил, и упала, увидела ее одна из жительниц деревни, по которой мы проходили, и завела к себе: отогрела, покормила да и спать у себя оставила…
После Алатыря отправили за Волгу лес возить. Поехала на колхозной лошади. Она там заболела и умерла. Столько слез пролила: боялась, накажут, платить заставят. А чем платить-то? Еле-еле концы сводили. Спасла справка ветеринара о заболевании животины… Да, много нужды пришлось хлебнуть, пока жизнь наладилась. Налаживалась же она не один десяток лет после войны. Не дай бог таких лет моим шести внукам и двенадцати правнукам…»
Родилась и выросла долгожительница в деревне Чувашская Беловолжка, что сегодня находится на территории Татарстана, в Буинском районе. Окончила четырехклассную школу в соседней Рунге: «Больше учиться не могла, семья большая, детей у родителей семеро, тяжело им было…» Работала Вера в колхозе, ходила за лошадьми: «Двенадцать их у меня было, любила их, лелеяла. Имен всех не припомню, но добрые лошади были – колхозники, чтоб запрячь в сеялку, жатку, всегда старались моих брать…»
В 1939 году Вера вышла замуж в деревню Новое Булаево – парни оттуда часто приходили на вайа (хоровод) в Беловолжку, там и глянулась девушка Ивану Ястребову. Да недолго медовый месяц длился – призвали его в армию, а в 41-м «немец на нас напал»…
Служил Иван Прохорович на Тихоокеанском флоте, с войны вернулся только в 1948 году. «Когда японцев победили», – говорит Вера Васильевна, отмечая, что жить сразу стало веселей. Хотя легко тоже не было – и строиться надо было, и детей (четверых воспитали Ястребовы) поднимать, и трудодни в колхозе нарабатывать. Но вдвоем, в любви да в согласии, все было по плечу. «Одна бы не пережила горе, – туманятся глаза собеседницы, – в 1971 году разбился на мотоцикле сын…» Видимо, укоротило горе век Ивана Прохоровича, ушел он в 1981-м…
Сегодня Вера Васильевна живет в Яльчиках у средней дочери Елены. «Зять сказал – хватит, мать, одной маяться, давай перебирайся к нам. Вот и живу у них с 2003-го. Хорошо живу. Что сегодня не жить-то – печку не надо топить, воду не надо носить…». Как начинает долгожительница про «жизнь сегодняшнюю» говорить, оживляется, лицо озаряется улыбкой, а глаза такой оптимизм излучают – не у каждого молодого такое увидишь.
По словам дочери Елены Ивановны, мать до недавнего времени и за гусями ухаживала, и соседей навещала. Только нынче немножко сдала, и слух стал хуже. А так и сегодня сама за собой ухаживает, и газеты без очков читает.
«В чем же секрет долголетия?» – задаю последний вопрос. Мать и дочь, переглянувшись, пожимают плечами. Первой, улыбнувшись, нарушает тишину Вера Васильевна: «Никогда не нужно ругаться и огорчаться по пустякам. Чего только не преподносила судьба за целый век, но унынию никогда не предавалась, всегда верила в хорошее». А Елена Ивановна, обняв мать, добавляет: «А еще мама никогда не делала зла и не держала камень за пазухой. Вот потому, наверное, и дарит ей судьба долгую жизнь».



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.