- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Таким остался в памяти

«Похоронка» в сельский дом деревни Осиново Козловского района постучалась 27 февраля 1943 года. На бланке райвоенкомата на имя Клавдии Максимовны Кубаревой пришло извещение, что ее муж Алексей Егорович «в боях за социалистическую родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 23 января 1943 года и похоронен на хуторе Усмань Ростовской области». Но второй раз пережить воспоминания о тех горестных минутах довелось уже взрослым детям, когда вышел очередной том республиканской Книги Памяти. В нем были перепутаны сведения о погибшем солдате той страшной войны.
Сын Алексея Егоровича в представлениях не нуждается. В начале 90-х он был председателем Верховного Совета республики. Сейчас Эдуард Алексеевич – пенсионер. На днях он зашел в редакцию с документами из семейного архива: «Вот, поглядите, об отце сколько информации. Почему ему не повезло, когда составлялась книга народной памяти? Досадная неточность словно перечеркивает всю его довоенную жизнь. А ведь он был учителем! Возможно, будет интересно рассказать правду об одном из погибших защитников Отечества».
Пожелтели письма из далекого 1967 года. «Здравствуйте, дорогая Клавдия Максимовна! Пишут Вам пионеры 3 класса восьмилетней школы. Мы живем в хуторе Усмань. В нем есть памятник погибшим героям Великой Отечественной войны. Пионеры нашей школы посадили вокруг него деревья и цветы. Недавно мы узнали, что Ваш муж, гвардии лейтенант Алексей Егорович Кубарев, тоже погиб в боях за наш хутор. И вот мы решили рассказать об этом Вам. Мы помним о погибших за наше счастье, постараемся вырасти достойной им сменой. Дорогая Клавдия Максимовна, если вам интересно узнать больше о хуторе, о нашей жизни, пишите, мы с удовольствием расскажем обо всем. До свидания! С горячим приветом пионеры 3-го класса».
Это было первое письмо, датированное 8 февраля. Потом пионеры 7-го класса сообщили некоторые подробности своего поиска. Оказывается, после неоднократных запросов в местный сельсовет и райвоенкомат им удалось установить, что здесь погиб А. Кубарев. Он похоронен в братской могиле. Ребята попросили подробно рассказать биографию защитника Родины: «Мы очень рады будем получить от Вас письмо. Желаем Вам и Вашей семье больших успехов в жизни».
В следующей весточке пионеры уточнили, что гв. лейтенант Алексей Егорович Кубарев был командиром взвода 10-й гвардейской мехбригады. Возле памятника посажены розы. А ранней весной шефствующий пионер-отряд приносит подснежники. В этот раз ребята попросили выслать фотографию и написать о нем. В письме от 4 мая 1967 года учащиеся школы пригласили Клавдию Максимовну и ее семью в гости.
В ее семейном архиве сохранилось также письмо от директора той школы Леонида Приходько. Он сообщал, что в 1943 году в боях за освобождение хутора погибло более 2 тысяч человек. Лишь через 22 года узнали имена 7 героев. Их фамилии начертали на доске у братской могилы. Но там не указана фамилия А. Кубарева. Подтвердив приглашение посетить хутор, директор заверил, что все материалы о герое «мы используем в нашей воспитательной работе с детьми».
За три недели до начала войны Алексей Егорович своей рукой заполнил анкету. В ней сообщал, что он чуваш, родился в 1912 году, работает завучем в средней школе, беспартийный. Родным языком считает чувашский (написал с прописной буквы). Однако и немецким языком владеет в объеме вуза, ведь в декабре 1940 года окончил Центральные трехгодичные курсы заочного обучения «Иняз». А до этого, гласит справка, он служил в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии с декабря 1934-го по ноябрь 1936 года.
Любопытно, что в апреле того же года Алексей Кубарев успевает вступить в переписку с заслуженным деятелем искусств, профессором И. Бродским. Директор Всероссийской академии художеств своей рукой написал ему записку. В ней он вежливо выговаривал красноармейцу: «Что я могу Вам посоветовать, когда я не видел Ваших работ. Поэтому пришлите несколько рисунков масл. живопись. Посмотрев их, я Вам скажу, годитесь ли Вы для учебы или нет. Если есть у Вас способности, я вам помогу». В ноябре, после возвращения домой из армии, Кубарев получает из учебной части совет: «при подаче заявления и документов в июне-июле 1937 года необходимо представить свои домашние работы, исполненные масляными красками и карандашом».
Такие вот штрихи к биографии погибшего защитника Отечества Алексея Егоровича Кубарева. В канун очередной годовщины Великой Победы они дополняют собирательный образ солдата, жизнь положившего ради мира на земле.