- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Вернутся и тухъя, и лев с косичкой

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПОЛУЧИЛ ГРАНТ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ, УКРАШЕНИЙ

тухъяКажется, в мастерской Владислава Николаева вдохновляет даже творческий беспорядок. Наверное, потому, что он гармонично уравновешивается коллекцией старинных и просто оригинальных вещиц, размещенных на стеллажах, на полу. Кажется, вместе с ними здесь поселился дух творчества, нашептывающий хозяину, как должно выглядеть то или иное украшение – тухъя или браслет.
«Вообще-то это в начале трудовой биографии я был ювелиром, а с середины 1990-х годов освоил искусство медальера-геральдиста», – ставит точки над «и» Николаев. Многие граждане, удостоенные правительственных наград, наверняка не знают, кто автор врученных им орденов «За заслуги перед Чувашской Республикой». Так вот, начиная от эскиза и до воплощения в металл их теперь создает чувашский медальер Владислав Николаев. А еще он автор многих памятных, юбилейных наградных знаков не только в республике, но и в других регионах России.
Но главным делом своей жизни, первоочередной задачей видит возрождение болгаро-суваро-чувашского ювелирного искусства. «Это моя душевная боль и страдание, потому что все погибло и надо возрождать заново», – словно девиз, повторяет Николаев. Свою работу он ведет в двух направлениях.
Первое – реконструкция элементов женского национального костюма: шейно-нагрудных украшений и головных уборов. Они, как известно, у чувашей сплошь состояли из монет. По древним монетам мастер изготовил штампы и открыл «монетный двор», начав печатать односторонние копии серебряных царских денежек – от «петровских» до «николаевских». Используя искусственно состаренные монеты, теперь можно сотворить любое национальное женское украшение. «Вот комплект верховой девушки-чувашки, – показывает Владислав Владимирович изящ­ную тухъю, собственноручно расшитую им бисером, и нагрудное украшение шульгеме, тускло поблескивающее монетами-новоделами. – У многих сохранились доставшиеся от бабушек, прабабушек украшения, но потрепанные временем, в таких на люди не выйдешь. А в моих не стыдно показаться. Да, они, как и старинные, тяжелы, килограмм с лишним веса. Но вот за границей сейчас принято надевать на национальные праздники – тяжелое не тяжелое, лишь бы настоящее или подобное настоящему. И я хотел бы, чтобы жительницы нашей республики тоже к этому вернулись, вспомнили свои национальные истоки».
Второе же направление, пожалуй, безо всякой агитации найдет горячий отклик не только у женской части населения, но и у мужчин, мечтающих порадовать дорогих и любимых сногсшибательным подарком. Таковым может стать вещица из национальной «ювелирки», канувшей в небытие во времена Ивана Грозного и по крупицам возрождаемой теперь чебоксарским ювелиром. Крупицы эти черпаются не только из исторической литературы о Волжской Булгарии, но и из местных археологических находок.
Почти закончена первая, основная, коллекция, названная «Орнаментальные обереги». Ведь девочкам, даже очень взрослым, так нравятся сказки о волшебных украшениях, придающих неземную красоту и оберегающих от завистливого глаза! «Божий знак – «тур палли», по преданию, носили девочки с раннего детства. А вот оберег от сглаза с элементами гусиных лапок. А это – лунница, она и у русских была оберегом», – знакомит мастер с образцами. Вспыхивая дорогими фианитами и мягко переливаясь жемчугом, манят с черных бархатных подложек браслеты, кулоны и серьги редкостных очертаний. Тонко подобранная цветовая гамма делает их вполне современными, а массивность воплощает загадочную старину.
Вторая коллекция связана с оберегами в виде зверей. Владислава Владимировича, изучившего легенды и мифы, подкупило то, что звери у болгаро-сувар были очень добрыми. Они никогда не скалили зубы и позволяли заплетать в косичку гриву, как легендарный булгарский лев, запечатленный на одном из колье.
«Когда же все это поступит в продажу?» – не выдерживаю я. «Уже скоро, через год-полтора. Когда закончу вторую и третью, еще не начатую, коллекцию эмалевых украшений. Идет воссоздание не просто украшений, а целого пласта национальной культуры, его на части разрывать нельзя», – получаю ответ. Ничего себе скоро! «Могло быть и дольше, если бы не вот это, – Николаев указывает на большой микроскоп и несколько нераспакованных коробок рядом. – Тут набор самого современного ювелирного оборудования, купленного на государственную помощь».
В нынешнем году предприниматель получил грант на развитие народно-художественных промыслов от Минэкономразвития Чувашии – 300 тысяч рублей. А то уже, говорит, собирался что-нибудь ценное продать, чтобы приобрести, наконец, новейшее оборудование. «Хотите верьте, хотите нет, но я будто одержим национальной «ювелиркой». Образцы старинных колец или подвесок во сне вижу, – счастливо улыбается мастер. – Тороплюсь воплотить это в серебре и самоцветах, а со старыми инструментами не получается быстро. Зато теперь скорость прибавится».
Он бережно переставляет микроскоп и мечтательно произносит: «Вот бы еще один грант выиграть… Я б тогда «литейку» хорошую для объемных украшений купил».

Реклама