- Советская Чувашия - http://sovch.chuvashia.com -

Звонок Вексельбергу не поможет

ДЛЯ УСПЕХА ВАЖНЫ УДАЧА, ОТКРЫТОСТЬ И РАЗНООБРАЗИЕ

никитаНа прошедшей неделе в Чебоксарах прошел этап Russian Startup Tour-2014. Об этом форуме вы могли узнать из публикаций в «Советской Чувашии». В его рамках нам удалось пообщаться с Пеккой Вильякайненом – советником президента фонда «Сколково».
– Мистер Вильякайнен, представьте, что я молодой человек, живущий очень далеко от крупных городов, но у меня есть отличная идея для стартапа. Что мне необходимо сделать, чтобы привлечь внимание Сколково?
– Я бы не стал акцентировать внимание на географии ни как предприниматель, ни как инвестор. Градация проста: во всем мире есть либо плохие, либо хорошие места для бизнеса. В любой стране есть и те, и другие. Россия не исключение. Поэтому привлечь внимание Сколково – это не местная и не региональная проблема, это глобальная проблема, и она не связана с регионами.
Для стартапера важны всего три составляющие. Во-первых, конечно, удача, без нее не обойтись. Во-вторых, любая компания, в том числе местная, должна стать частью стартап-сообщества. На любом уровне, от городского до международного. Живое общение гораздо более эффективно, чем любые другие инструменты развития.
В прошлом году я вложил средства в семь компаний. Но никто из предпринимателей предварительно не контактировал со мной напрямую. Было бы огромной удачей случайно встретиться с ними в самолете и узнать об их деле там. Но эти семь компаний нашлись двумя способами: либо я заметил их в рамках Russian Startup Tour, либо мой друг, который услышал о них от своего друга, рассказал мне. Страх, что кто-то украдет вашу идею, патент, погубит дело, поверьте.
Третий элемент: я всегда рекомендую на своих мастер-классах не выбирать людей из своего окружения, поскольку сам когда-то совершил ошибку. Первые двести человек, которых я нанял, были одного со мной возраста, все инженеры и все имели схожие интересы. Никаких девушек, никаких иностранцев, никаких более опытных старших товарищей и никаких представителей других профессий. Как вы думаете, чего вы можете достичь, когда пьете одни напитки, смотрите одни и те же футбольные матчи и интересуетесь схожими вещами?
Два года назад один мой хороший друг открыл новую компанию. И мы начали этот бизнес в городке с населением в 50 тысяч человек. Мы искали десять человек и в итоге наняли трех китайцев, четырех русских, одну испанку и трех финнов. И эти люди создали по-настоящему глобальный продукт. Каждый из них имеет связи у себя в стране. И именно их собственные знания и разное мировоззрение позволили это сделать. К тому же разнообразные коммуникативные возможности привлекают к продукту внимание из разных стран.
Вернемся к Сколково. Процессы выбора программ очень прозрачны. Одна компания из Финляндии позвонила мне и спросила, могу ли я им помочь. К сожалению, это не в моих силах. Потому что все заполняют единую электронную форму, данные поступают в экспертную команду, которая расположена вне Сколково. И именно там принимается решение о партнерстве. Почему-то есть люди, которые думают, что звонок Вексельбергу, Вильякайнену или Дворковичу поможет им попасть в Сколково, но это не так.
– В своей лекции в рамках Russian Startup Tour вы сказали, что хотите, чтобы родители перестали советовать детям идти работать в госструктуры, что лучше бы дети открывали свой бизнес. Почему?
– Моя жена и теща русские, они очень скептически относятся к России. Моя теща была против моего переезда сюда. Но сейчас, когда она увидела молодых стартаперов, она изменила свое мнение. Если пригласить несколько россиян старшего поколения на дискуссию о предпринимательстве, то получим удручающую картину. Первый рассказал бы историю о том, как опасно основывать здесь бизнес. Другой считал бы, что заниматься бизнесом невозможно, поскольку без патента кто-то обязательно украдет идею. Третий уверял бы, что если ты не богат и не принадлежишь к элите, то у тебя нет шансов. А четвертый сказал бы, что посоветует своим детям переехать за границу – якобы там бизнес основать легче. Нам нужно что-то делать с этой ситуацией, верно?
Я советую смотреть по сторонам и хорошо осознавать происходящее вокруг. Если люди так же, как и я, считают, что Россия изменилась за последние пять лет, то они должны посоветовать детям подумать о ее будущем. Доходными направлениями бизнеса в прошедшие пятнадцать лет в России считались нефть, газ и строительство. А самый хороший сервис – рестораны.
Но если взглянуть на Запад, то строительство не такой уж и доходный бизнес. Может быть, 6-7 проц. доходности. Ресторан – да, он прокормит вас, но не так, чтобы вы могли слетать в выходные во Францию. Я не могу подсказать, что делать конкретно, но не думаю, например, что если россияне присмотрятся к ребятам из стартап-сообщества, то это будет ошибкой.
И напоследок: Россия – самая большая страна в мире, и здесь очень ярко выражены национальная гордость, самосознание великой нации. Все большие страны грешат подобным. Но для стартапа недостаточно быть лучшим только в России или лучшим в США. Что бы вы ни выпускали – телефон, книгу или чашку для кофе, вы должны знать, что ваш продукт лучший во всем мире.
Если у вашей чашки лучший дизайн и материал изготовления, то даже если вы только начали ее выпускать, я даю вам гарантию, что это принесет успех. Я не говорю, что каждая компания сразу должна открывать свои представительства в разных странах, мне понадобилось для этого девять лет. Но, безусловно, хорошим началом послужило то, что я изначально ориентировался на международный уровень.

Пекка Вильякайнен

4604.Снимок экрана 2013-04-25 в 10.07.32.png.jpg-550x0родился в 1972 г. в Финляндии. Окончил Технологический университет Лаппеенранты. В 1986 г. основал компанию Oy Visual Systems. В 1998 г. эта фирма была продана компании Tieto (финская компания по предоставлению ИТ-услуг для бизнеса), куда и перешел в должности исполнительного вице-президента. Под его началом трудились 8350 человек в 24 странах мира. За агрессивное и жесткое управление бизнес-процессами получил от руководителя Microsoft Стива Баллмера прозвище Бульдозер. В 2011 году назначен советником президента фонда «Сколково» по работе со стартапами (начинающими инновационными бизнес-проектами).